Тема детской интернет-среды среди прочих других тем обсуждалась на киберуикенде, который состоялся на минувшей неделе в Красноярске.
– Дети получают в руки свой первый гаджет достаточно рано, – говорит Сиденко. – Многие, опираясь на опыт своих близких, подтвердят, что это происходит сейчас в возрасте около 3 лет. Начинается все с просмотра мультфильмов на мамином или папином девайсе, а уже к начальной школе у 89% детей появляется собственный мобильный телефон.
– Вспоминая, как это было у нас, скажу, что главной мотивацией для покупки телефона ребенку в этом возрасте была необходимость в телефонной связи с ним.
– Это так, но к сожалению, многие родители забывают, что вместе с тем дают маленькому человеку в руки устройство для выхода в интернет, где он будет взаимодействовать со множеством других людей и познавать цифровой мир.
– Есть ли статистика по тому, насколько рано дети начинают активно пользоваться соцсетями?
– До 15% дошколят имеют свои аккаунты в социальных сетях. К старшей школе аккаунты в соцсетях есть почти у каждого ученика. Да еще и не в одной, а в нескольких!
Кроме соцсетей есть мессенджеры, которые дети меняют в зависимости от возраста. К примеру, если Телеграм не очень популярен в младшей школе, то в старшей многие общаются именно в нем. При этом у многих юных пользователей есть чаты, о которых они не рассказывают взрослым.
– Расскажите о рисках общения современных деток в соцсетях.
– Проблема номер один – это избыточная информация о себе. Школьники оставляют информацию о месте жительства, о своих родственниках, выкладывают личные фотографии, дополняя их реально произошедшими историями из жизни. Причем, как правило, дети используют те же самые сценарии с контентом, что и их родители, которые, как говорит статистика нашей компании, в 43% случаев размещают фотографии своих детей онлайн. 29% родителей при этом вообще не знают и даже не интересуются, какие сведение размещены в интернете об их детях. Но наступает время, и подрастающее поколение начинает жалеть о чрезмерной открытости во всемирной паутине (о том, что публиковали или отправляли другим онлайн). Об этом во время статистического опроса сообщили 19% детей.
Выяснилось также, что 7% тинейджеров от 11 до 17 лет выкладывали в соцсети или пересылали кому-то личные фото, зачастую неприличного содержания. 16% детей сообщили, что сталкивались в сетях с лицами, которые сначала втирались в доверие. В целом такие люди могут, например, получать от несовершеннолетних личные фотографии, а затем шантажировать их, угрожая в противном случае сделать их достоянием одноклассников или родителей. Знают ли родители об этом? Знают, но только половина – 8% родителей знают, что к их детям пытались втереться в доверие незнакомые взрослые люди.
Базовые правила при получении ребенком гаджета
– Как же этого избежать?
– Одна из рекомендаций — изначально выстраивать отношения с детьми, которые будут основаны на доверии. Родители должны быть готовыми в любой момент оказать помощь, поделиться своим опытом. Существует также перечень конкретных правил максимально безопасного знакомства ребенка с цифровым пространством. Ведь у нас как обычно бывает: купили ребенку смартфон или планшет на день рождения, да так и отдали в его распоряжение, еще в заводской пленочке. А это неправильно. Вот что я бы посоветовал родителям, которые решили, что его ребенку пора купить мобильный телефон с выходом в интернет:
1. Перед тем как подарить несознательному юному владельцу его высокотехнологический подарок, настройте его сами. Не рекомендуется привязывать его к своему аккаунту, к которому привязаны все ваши банковские счета, – пусть у ребенка будет отдельный аккаунт, но с заранее установленной программой родительского контроля, фильтрацией звонков, поисковых запросов.
2. Поговорите с детьми об информационной безопасности. Да, многие родители это делают, но далеко не все. К примеру, надо порекомендовать детям, особенно тем, кто еще учится в младшей школе, делать свой профиль в соцсетях приватным, закрытым для посторонних. Только не надо просто запрещать открываться всему миру, – надо объяснять, как это впоследствии может повлиять на его жизнь.
3. Учите ребенка правильно коммуницировать. Этические аспекты общения в интернете помогут ему потом стать более успешным во взрослой жизни. Важно научить его вежливо здороваться, корректно использовать те или иные слова и эмодзи, – рассказать, в каких случаях они уместны, а в каких – нет. Больше разговаривайте со своим ребенком, приводите в пример конкретные ситуации, и не исключено, что впоследствии узнаете и от него что-то новое для себя.
4. Обязательный пункт: установите правила, по которым ребенок будет использовать гаджет. Сколько времени надо выделить? Есть формула, по которой мы можем это примерно вычислить. В сутках 24 часа, на сон ребенку требуется 9-10 часов, вычитаем это. Затем вычитаем часы, которые потребуются ему на учебу в школе и выполнение домашнего задания, затем — время на принятие пищи, другие внешкольные активности – кружки, прогулку на улице. Смотрим, сколько осталось: как правило остается часа два, не больше, на «общение» с гаджетом. Но не исключено, что ребенок, активно занятый оффлайн, сможет уделить ему и того меньше. Все зависит от семьи, которая может подсказать ему другие развлечения. Кстати, программы родительского контроля, которые можно настраивать на определенное время работы с ним, очень хорошо позволяют детям с ранних лет учиться основам тайм-менеджмента — рационального распределения времени. Учтите, что ребенок может попросить использовать нерастраченное за неделю время на гаджет в выходные дни. Здесь я бы посоветовал строго придерживаться установленных правил: суммировать остатки нельзя. Дополнительное время можно дать только в крайнем случае, к примеру, если ребенок делает важный реферат и ему не хватает выделенного «трафика» в интернете. Естественно, эти золотые правила разумного использования гаджетов должны выполнять и сами родители, – без личного примера вряд ли получится добиться понимания и принятия их от детей.
Знакомство с соцсетями
– Думаю, у вас есть рекомендации и по знакомству ребенка с соцсетями.
– Да, у каждого современного родителя в один прекрасный день наступает момент, когда ребенок просит завести страницу в соцсети. Многие могут тут же начать своего ребенка отговаривать. А смысл? Рано или поздно, если это не сделаете вы, он сделает это сам или при помощи друзей, но тогда не рассчитывайте на особую доверительность со стороны ребенка в будущем, а она порой жизненно необходима.
– Итак...
– Для начала, получив соответствующий запрос, можно спросить: «А что тебя там интересует?» Скорее всего, сын или дочь заявит, что аккаунты уже есть у всех его (ее) друзей и они хотят общаться с коллективом. Вот тут самое время как минимум взять паузу: не сразу отвечать положительно, предложить подождать неделю-две. Естественно, в это время сидеть в надежде, что ребенок забудет о своей идее, не надо: надо попытаться максимально узнать о той соцсети, к которой он хочет подключиться, попробовать зайти в нее, посмотреть что там за контент, есть ли возможность настроить детский вариант аккаунта, фильтры по поиску информации, конфиденциальность и приватность. Иными словами, пауза нужна для того, чтобы все изучить самому. И лишь затем сесть с ребенком вместе и пошагово все ему объяснять. К примеру, есть настройки конфиденциальности, – надо объяснить ему, как их настроить, а также рассказать, что не нужно разговаривать с незнакомцами, и объяснить – почему.
Для большей убедительности надо привести собственный пример ведения страницы или блога известной среди детской аудитории публичной персоны. Скажите: «Давай вместе посмотрим, какую информацию о нем ты узнал, посмотрев 10-минутный ролик! Рассказал ли блогер о том, где живет, что у него происходит в личной жизни?» Можно дальше предложить ребенку самому написать сценарий того, о чем он хотел бы вести свою страничку.
Виртуальная опасность
– В свое время в прессе описывались случаи перевода детьми на компьютерные игры денег с родительских карт. Как этому можно противостоять?
– Первый вопрос, который тут возникает: «Почему родители не обратили на это внимание?». Второй вопрос, который должен возникнуть после этого: «Знает ли мой ребенок цену деньгам?». Если он начал их тратить, значит самое время познакомить его с тем, как цифровая валюта соотносится с реальными рублями. Попробуйте для начала сами взять его устройство и что-то купить в той самой игре. Если получится, пересчитайте траты в игре, к примеру, 1000 единиц цифровых денег на конфеты, мороженое, тот же гаджет – то есть что-то, что будет понятно и доступно ребенку. Так он сможет понять, какие товары можно купить в реальном мире, а не в виртуальном. Вопрос тут, как вы видите, не только в технических настройках.
– Что вы можете посоветовать делать детям при кибербуллинге в соцсетях?
– Первое, на что стоит обратить внимание: если ребенок столкнулся с этим — сразу заблокировать обидчика, независимо от того, знает он его или нет.
Второе: не вступать в переговоры, не пытаться оправдаться или оскорблять в ответ. Это породит только новый виток оскорбительных сообщений. Если ребенок сталкивается с потоком негатива, можно вообще отключить комментарии, возможность ставить лайки или дизлайки.
Третье: при угрозе жизни и здоровью совместно со взрослыми обратиться в правоохранительные органы. Четвертое: если ребенок тяжело переживает ситуацию, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам, психологам.
Родители могут не воспринимать угрозы его ребенку в соцсети как что-то крайне опасное: «Ну ходит ребенок грустный – ничего, пройдет, ведь он же дома сидит: сыт, одет, обут». На самом деле пренебрегать этим нельзя ни в коем случае. К тому же кроме обычной «грусти» у ребенка с подавленной психикой могут развиться вполне реальные симптомы: бессонница, снижение успеваемости в школе, я уже не говорю о крайних последствиях кибербуллинга (ведь ребенка могут травить через Сеть 24 часа 7 дней в неделю!). Вопрос тут – в подготовленности самих родителей. Они должны создать условия, чтобы ребенок в любой момент чувствовал себя защищенным, понятым.