Лично я узнаю мошенников с первых нот голоса с южнорусским акцентом, а также по ошибкам речевых конструкций: «звоню с вашего оператора»; «беспокоят из вашей мобильной компании» (будто есть стационарные), не говоря уже про «вам звОнят». Сами «мобильные» компании тем временем предупреждают: случаи мошенничеств участились, будьте бдительны, никто от нас не будет звонить вам и спрашивать ваши коды.
Какие коды, лично я не знаю, до них мы ещё не доходили. Мне, конечно, интересна логическая цепочка разводки – какие звенья надо пройти от момента «ваш номер перестанет обслуживаться» до «назовите секретный CVC-код вашей карты». Но знаю, что люди, даже самые вменяемые, порой ведутся.
Надо признаться: мы ничего не можем сделать мошенникам. Киберпреступления сегодня — одни из самых плохо раскрываемых, несмотря на то, что количество полицейских в России на душу населения – одно из самых высоких (если не самое высокое) в мире.
Поэтому единственное, что нам остается, — хотя бы немного их потроллить. Если есть настроение не кидать трубку сразу. Они пытаются обмануть тебя, ты – пытаешься отнять немного их драгоценного времени, дать им ложную надежду, а заодно повеселиться. Например, так:
— Здравствуйте, меня зовут Мария, я звоню вам из вашей мобильной компании, чтобы сообщить вам, что договор на обслуживание вашего номера истекает сегодняшним днем.
— Ну наконец-то! — кричу я в трубку с облегчением. — Как же я ждала вашего звонка! Это же вы звонили вчера?
— Вчера? — спотыкается Мария. — Нет, вчера мы вам не звонили…
— Ну как же! Вчера мне пообещали, что наконец отключат мой номер. Но — нет! Я уже столько раз просила его отключить! Он совершенно меня достал! Чем вы там занимаетесь, вы серьезные ребята или как?!
— Вчера вам не могли звонить, вчера был выходной, — в голове Марии, видимо, рождается новый план — вывести на чистую воду других мошенников.
— Как — выходной? На зоне — и выходной?!
— И на какой я, по-вашему, зоне? — Мария не теряет самообладания.
— Вот уж понятия не имею, Мария! Но с вашим акцентом не в мобильных компаниях работать, а синими курами с лотков торговать.
— Почему вы решили, что я на зоне? — уже злится девица.
— А что, разве до сих пор нет?! Скоро будете, Мария!
...В общем, последний раз я отняла время у мошенников именно таким образом. Но... Довольно быстро столкнулась с их местью. Минут через пять я обнаружила, что на телефоне отключился интернет, а через десять — что мой мобильный вообще не работает. Набрала справочную своего сотового оператора, который сообщил через автомат: ваш номер заблокирован. Хотите узнать, по какой причине?
Ну не обслуживание же в самом деле закончилось, подумала я. И стала вспоминать, сколько денег на счету. Пока вспоминала, что буквально недавно пополняла счет, робот известил меня, что мой номер заблокирован... по моему личному обращению. Выяснилось, что буквально несколько минут назад кто-то позвонил на горячую линию от моего имени и попросил заблокировать мой номер. Что, как выяснилось, возможно, если назвать мои паспортные данные — а они у мошенников были.
В этой ситуации пугает даже не то, что паспортные данные попали в чьи-то чужие грязные руки. В этом как раз нет ничего удивительного: паспортные данные почти каждого из нас гуляют сегодня по сети. Спасибо утечкам от банков, да тех же сотовых компаний. Вы оставляете свои данные, оформляя билеты, заключая договоры, да в миллионе мест и по миллиону поводов. Однако этот набор цифр и букв, попадая в чужие руки, вряд ли может создавать вам хоть какую-то угрозу. Чаще всего одних лишь паспортных данных недостаточно, чтобы выдать кого угодно за нас. Нужен как минимум оригинал паспорта. Как максимум — биометрия, степени защиты, пароли, шифровки, секретные коды. Иначе все бы уже были в кредитах как в шелках.
И вот один из крупнейших операторов мобильной связи в стране вот так вот запросто берет — и блокирует мой номер по просьбе третьего лица, которое звонит ему с номера, который мне не принадлежит, на основании всего лишь того, что третьему лицу известны мои паспортные данные. Ни кодовых слов (которые спрашивались раньше всегда), ни дополнительных систем защиты.
Конечно, номер я моментально восстановила. Но осадочек остался. Во-первых, чувство полной незащищенности, которое обеспечивают тебе операторы сотовой связи. Я вижу в этом их большую вину и большую проблему. Мне пришлось написать кучу заявлений, чтобы установить массу преград на пути мошенников на будущее (в виде кодовых слов, возможности блокировки только через салон и пр.). Во-вторых, понимание того, что ты должен озаботиться своей безопасностью заранее: проверьте, работают ли у вас кодовые слова, установлены ли двухфакторные системы защиты на мессенджерах. Все подозрительные номера, с которых вам звонят, чтобы сообщить об окончании договора на обслуживание номера, тут же передавайте службе безопасности оператора. Ну и, в-третьих, — мошенники мстительны. Себе дешевле будет просто бросить трубку.