Иеромонах Макарий рассказал, как правильно готовиться к Пасхе

«Быть христианами нужно не на словах, а на деле»

Уже совсем скоро, через два дня, 5 мая православные христиане будут праздновать Светлое Христово Воскресенье, свой самый главный праздник. В преддверии Пасхи, в Великий четверг, 2 мая, состоялся эксклюзивный прямой эфир из пресс-центра «МК» со священником Иваново-Вознесенской епархии, церковным публицистом и миссионером, специалистом по традициям в культуре, иеромонахом Макарием (Маркишем), в ходе которого он рассказал, как правильно готовиться к Пасхе, в чем ее суть и как относится церковь к соблюдению всех этих пасхальных обрядов с украшением яиц и освящением в храмах куличей неверующими россиянами.  

 «Быть христианами нужно не на словах, а на деле»

За три дня до Пасхи наступает важнейшее для православных христиан событие – Великий (Чистый) четверг. В этот день, согласно Евангелию, происходила Тайная вечеря, в ходе которой Иисус Христос, зная о предательстве Иуды, попрощался со своими учениками. Он положил начало таинству Евхаристии (святого Причастия) и омывал ноги апостолам. Это один из важнейших дней Страстной Седмицы – последней недели перед Пасхой.

Согласно священным писаниям, после трех дней страданий и смерти Иисус воскрес из мертвых. В Пасху завершается Великий пост, один из самых длительных и строгих периодов в христианском литургическом календаре. 

Иеромонах Макарий (Маркиш) напомнил, что через два дня наступит Великая суббота Страстной седмицы – уже начало пасхального торжества. В этот день верующие вспоминают телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. В Страстную субботу в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня.

В течение субботы священники в храмах благословляют пасхальную трапезу: куличи, яйца и прочее.

Для православных россиян Пасха – это светлый, семейный праздник, символизирующий возрождение и обновление. Надо сказать, что в нашей стране Пасху еще в советские времена отмечали даже неверующие граждане, настолько им нравились ее светлый ореол и вся атрибутика. Еще большее количество нерелигиозных россиян отмечает Воскресенье Господне в наше время, непременно приветствуя друг друга в этот день словами «Христос Воскресе!» и слыша в ответ «Воистину Воскресе!», не вкладывая в них особого смысла: увы, но это великое таинство для истинных православных давно превратилось в «модный тренд» и «милый семейный праздник» с разноцветными яйцами и сладкими куличами. Священник, в том числе, коснулся и этой темы – как церковь относится к празднованию Пасхи неверующими людьми.

Особое внимание иеромонах Макарий обратил на то, что совершенно не важно, в какие цвета окрашены пасхальные яйца, ведь это всего лишь изменчивые обычаи – в отличие от традиции, то есть предания в подлинном смысле («того, что нам передано»).

– Поверьте мне, передан нам факт смерти и воскресения Христа, факт неизбежный, факт глобальный. Но в какие там цвета раскрашены яйца? Это тот случай, когда говорят: «Мы пахали, я и трактор». Трактор пашет, Христос воскресает. Вот ответ. Мы не возражаем против крашеных яиц. Но мы очень просим, чтобы эти посторонние, так сказать, атрибуты были бы именно поддержкой того главного направления, на котором мы стоим.  

Священник подчеркнул, что, насколько это возможно, «должны быть равны цифры»: сколько людей участвуют в богослужении и сколько людей приобретают куличи, раскраски для яиц и так далее.

– Те, кто покупает куличи или их пекут, или приносят их в храм для благословения – это должны быть те же люди, которые молятся Христу, участвуют в пасхальном богослужении, предпасхальном богослужении Великого четверга, установлении таинства Евхаристии, богослужении Великой субботы – по возможности, конечно (ведь у нас, например, нет выходного в пятницу, как это есть в некоторых странах). А если эти люди – мастера по раскраске яиц, а насчет Христа не в теме – это жалко и печально. Мое пожелание – давайте мы эту печаль устраним из своей жизни.

В то же время иеромонах Макарий отметил, что не должно быть никакого пренебрежения, превозношения, каких-то осуждающих реплик по отношению к тем еще незнакомым с Церковью людям, которые приходят посмотреть на Крестный ход.

– Есть приход – это храм и люди, которые являются участниками этого прихода, а Святейший Патриарх Алексий однажды сказал: теперь уже подошло время не для приходов, а для выхода, – объяснил священник. – Чтобы мы из этого прихода выходили навстречу всему обществу. Чтобы наши приходы, наши православные храмы, наши православные богослужения стали средством раскрытия тайны Смерти и Воскресения Христа, раскрытия всему обществу религиозного образа мысли. Поэтому те люди, которые приходят, – да поможет им Господь принять эти великие дары, которые Господь нам дает сегодня и ежедневно.  

У Спасителя в Евангелии есть фраза: если не сможете быть как дети, не сможете войти в Небесное царство. А апостол Павел добавляет: взрослыми будьте по рассуждению, по уму, а детьми будьте по незлобию. Так вот, надо себя поставить в положение маленького ребенка, который идет за руку с мамой или папой, или с кем-то очень сильным и умным взрослым. Этот ребенок испуган, может быть, он плачет, может быть, у него что-то болит, но он держит за руку этого взрослого и движется своими ножками, проходит через какой-то тяжелый период своей жизни. Вот, кто мы. Поэтому нам в эти предпасхальные дни и в день пасхального торжества надо вот так, крепко взять за руку нашего Небесного Отца или Небесного Брата, если позволите так сказать, и идти, потому что мы – дети Небесного Отца, и Господь Иисус Христос – Сын Божий.

Перед Пасхой иеромонах посоветовал прочитать последние главы всех четырех Евангелий – от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, которые говорят о том, что произошло в эти дни.

– Кто-то прочитает, кто-то поучаствует в богослужении, кто-то – услышит через интернет, – сказал священник. – Я говорю не про тех, кто уже в храме стоит и молится, и участвует в сегодняшнем богослужении Великого четверга, в таинстве Евхаристии. Но те, кто по какой-то причине не может прийти в храм, болен или по другим причинам, – подключайтесь к видеозаписи богослужений, послушайте, подумайте, помолитесь.

В преддверии Светлого Христова Воскресенья иеромонах коснулся и такого вопроса, как крещение детей в младенчестве. Он назвал «безумием», когда родители не крестят ребенка в крошечном возрасте, а считают, что он сам должен решить для себя, креститься ему или нет, когда вырастет. Впрочем, православные семьи, конечно же, так никогда не поступят. Это, по словам священника, все равно как если бы они не стали свое дитя кормить, одевать или лечить…

В заключение иеромонах Макарий пожелал россиянам «только одного и самого главного: а именно – быть христианами не на словах, а на деле, в реальности». «Не во мнениях, не в суждениях, не в настроении, не во впечатлении и даже не в куличах. А на деле», – подчеркнул он.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29268 от 3 мая 2024

Заголовок в газете: «Быть христианами не на словах, а на деле»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру