«Обязательные уроки семьеведения помогут увеличить количество многодетных семей и сократить число разводов», – ранее заявила руководитель рабочей группы в Госдуме по разработке нового школьного курса, депутат Татьяна Ларионова. А если не начать таких уроков вовремя, то, по мнению парламентария, «дети не смогут противостоять агрессивному зарубежному натиску» на традиционные духовные ценности построения семьи.
А в начале апреля зампред правительства Татьяна Голикова сообщила, что «наверху» таки определились, что делать с семьеведением. Мол, дисциплина «станет внеурочным предметом и будет проходить в формате беседы».
«И специалисты-психологи будут рассказывать детям, в основном старшеклассникам, что такое семья и почему это важно», - сказала Голикова.
И вот теперь депутат Госдумы Николай Николаев отправил запрос в Минпросвещения по поводу семьеведения. И получил исчерпывающий ответ.
По словам депутата, «семьеведение» предстанет в школах в формате факультатива, наподобие «Разговоров о важном». В программу бесед о семье «войдут модули о семейном бюджете, гиперопеке, семейных праздниках и играх». Учитывая обширность и многоконфессиональность страны, «предмет адаптируют с учетом многообразия национальностей и культур России».
Институт изучения детства, семьи и воспитания при РАО уже анонсировал учебное пособие по семьеведению, предназначенное подросткам. И видеоуроки «по теме». Возможно, разработчиком модулей выступит тот же Институт стратегии развития образования РАО при поддержке Института воспитания РФ. А может, и еще кто-то подключится.
В любом случае «работа предстоит большая» и провести ее придется в кратчайшие сроки. Создать методику, методологию, тематические планы, рабочую программу утвердить. Еще как-все это дело «подвязать» к ФГОС, где понятно, никакого семьеведения нет (как и разговоров о важном, впрочем). Сценарии уроков прописать с темами и вопросами, допматералами. Переподготовку педагогов организовать. И в школах все как-то утрясти. Обрадовать классных руководителей новой нагрузкой, а детей – очередным «классным часом».
В общем, если систематизировать информацию, которая известна на сегодня, можно сделать вывод, что «семьеведение» станет отдельным «классным часом». Отправивший запрос депутат Николаев утверждает, что коснется он только старшей школы, то есть учеников 10-11 классов.
Инсайдеры еще сообщают, что курс будет состоять из 20 тем или около того. Кроме ожидаемых семейных ценностей, традиций и других скреп, в зависимости от региона, там будет психология. «Юноши глазами девушек, и девушки глазами юношей». Поиск «своей половинки», «формула удачных свиданий». Опасности развода или нездоровых отношений внутри семьи со стороны родительской семьи («плохая модель семьи», гиперопека, сепарация). Будут еще рассказывать о том, какие социальные службы и организации у нас есть и как получить от них помощь.
- У нас пока никакого письма-рекомендации о семьеведении нет, – говорит завуч московской школы Лидия Леонидова. – Да, конечно, следим за новостями. И опираясь на опыт коллег, где уже ввели «семьеведение» год назад, могу сказать, что да, это старшая школа, 10-11 классы. В регионах эти темы брали в рамках «Разговоров о важном», вели их или те же самые педагоги, что и РОВ, или школьные психологи. Но если будет отдельным факультативом идти, значит, появится еще одна «нулевка» (нулевой урок в расписании, перед первым уроком – авт.). Нас, в принципе, предупреждали об еще одном классном часе загодя. Но предполагалось, что он будет исторический.