С моими новыми знакомыми из Орска я общалась в начале недели. Люди жаловались на отсутствие воды в квартирах, на очереди за привозной технической водой, на нехватку гуманитарной помощи и проблемы с выплатами.
Сейчас мы снова на связи.
Врач-реабилитолог Лидия – многодетная мать. Её дом затопило, семью временно приютили приятели: «Вода до сих пор стоит, примерно по колено. Никто её не откачивает, уходит медленно. Оценочная комиссия до нас не дошла. Думаю, ещё недели две потребуется, чтобы всё подсохло.
Дети с этой недели ходят в школу. Питание там есть, воду носят с собой.
Гуманитарную помощь я ждала семь дней. Привезли макароны, рис, масло, консервы-сардины, воду. А вот к моему пациенту, пенсионеру после инсульта, у которого тоже дом оказался под водой, гуманитарка так и не доехала. Спасибо, волонтеры помогли. При возможности я ему привожу по 5 литров воды.
Чувствуется, что в городе обстановка накаляется. Люди снова хотят идти к администрации».
«Дети взрослые, без туалета потерпят»
Елена с мужем и дочерью больше недели сидит без воды.
— В пятницу на работе был короткий день. Неделя прошла, отмучились. В офисе воды по-прежнему нет, дома тоже ни капли, — начала Елена. – Но меня больше волнует ситуация со школами. На этой неделе учеников 9-11 классов отправили учиться. Было по три урока. Воды в школе нет, питания тоже. Влажную уборку не проводили.
На вопрос, как дети ходят в туалет, Елена отвечает: «Нам сказали: дети взрослые, три урока потерпят без туалета. Около школы поставили бочку с технической водой. Только как она в здание попадет? Шланг протянут? Или ученики будут спускаться с ведром, а потом идти в туалет?»
На днях заместитель председателя правительства Оренбургской области по социальной политике Татьяна Савинова заявила, что с 19 апреля школы Орска возвращаются в привычный режим работы: «Глава города сказал, что закуплены емкости для обеспечения воды для бытовых нужд». Рацион детей пересмотрели. По словам Савиновой, из меню уберут овощи, фрукты и яйца, потому что на их мытье нужно большое количество воды. Питание планировали организовать с использованием бутилированной воды и одноразовой посуды.
— Родители школьников были в шоке от таких заявлений. Я не знаю, какую информацию доносят вице-губернатору, или она в параллельной реальности живет, не видит, что происходит, — продолжает Елена. — Вообще, события Орска отошли на десятый план, везде пишут: последствия устраняются, работники молодцы… А комментарии местных жителей в соцсетях никто не читает. Там люди умоляют откачать воду, потому что всплыли трупы животных. Не знаю, на пороге каких эпидемий находится город.
Елена признается, жить без воды сложно: «Но пока принимаем ситуацию. Надеемся, что когда-то кошмар закончится. Но злость есть и обреченность. Если первые дни орчане поддерживали друг друга в переписках, комментариях, то сейчас народ ругается. Кто-то пострадал от потопа, кто-то от его последствий. Катастрофа затронула весь город.
— Есть понимание, когда воду дадут в дома?
— У меня нет понимания. Когда последний раз звонила во все инстанции, мне сказали, что через 5-6 дней критическая ситуация разрешится, воду дадут. Но с учетом новой поломки на водозаборе, сомневаюсь, что мы дождемся воду. Достоверную информацию никто не дает. Нас только завтраками кормят. Я прихожу на работу, там воды нет. Звоню домой: «Дочь, воду случайно не дали?» - «Нет, мам». Звоню мужу: «У вас нет воды?» - «Нет». Встречаемся после работы, едем в один магазин, там 5-литровая бутылка по 170 рублей. Заезжаем в другой, там по 150. В третий - 99. Берем! Приезжаем во двор, водовозка стоит. Муж за тарой, набрал технической воды, и уже счастье. Мы горды собой, что выживаем в таких условиях.
— Людям, которые сидят без воды, обещали выплатить компенсацию 10 тысяч рублей. Вам выплатили?
— Пока нет. Не знаю, получим ли. Слышала, что не все пострадавшие от наводнения еще получили компенсацию, что говорить про нас…
«Не думала, что доживу до такого»
Дом Светланы в центре Орска, на Комсомольской площади, рядом с горадминистрацией. В её доме тоже давно нет воды. Зато в администрации вроде как есть.
— Как-то выживаем, — говорит Светлана. – В пятницу дочь пошла в школу. В столовой детей кормили из одноразовой посуды. Давали какао в крошечных пластиковых стаканчиках и кашу. В принципе, покормили. Туалеты в школе закрыли, хотя обещали, что подвоз технической воды в учебные заведения организуют. Дочь высидела 4 урока. Как оставались дети на 6 уроков, не представляю. По слухам, в тех школах, где туалеты открыли, творился кошмар.
По словам собеседницы, больницы Орска работают: «Вроде в медучреждения организовали подвоз воды. А вот роддом закрыли. Мамочек с детками и рожениц перевезли в соседние города — в Новотроицк и в Оренбург».
— Мэр рапортует про дополнительные водовозки с технической водой, но в нашем районе я ничего не видела, — продолжает орчанка. — Писали, что в город доставили бочки на 1000 кубов. Но что такое 1000 кубов, когда вокруг многоквартирные многоэтажки. Даже если каждый наберет ведро, всем не хватит. Поэтому это всё капля в море. Мы продолжаем покупать питьевую воду и добывать техническую по возможности.
По словам Светланы, ситуация усугубляется тем, что на улице стоит жара под 30 градусов, а отопление не отключают.
— В квартирах и в школах отопление шарашит на полную мощность. Батареи огненные. Жить невозможно. Люди просят отключить отопление. Мэр подписал указ, что завершение отопительного сезона начнется с 22 апреля. У нас дома жарко. Дети мокрые, дышать невозможно. Дурдом! Не умыться, не сполоснуться, не попить лишний раз.
Некоторые пострадавшие, у которых затопило дома, жалуются на работу оценочных комиссий. Специалисты осматривают жилье и делают выводы: у вас дом неплохой, на солнышко поставите и высушите.
— Обещали дать 10 тысяч рублей тем, кто сидит больше суток без воды или без света и газа, — говорит Светлана. — Составили списки домов, куда внесли далеко не все улицы. Начались скандалы. Как попасть в этот список, никто не понимает. Люди между собой грызутся. Ситуация аховая. Катастрофа! Я и подумать не могла, что доживу до такого в XXI веке.
«Бедствия не прекращаются»
Мария живёт в Северном районе. В её доме вода отсутствует две недели.
— В парке Северный можно набрать техническую воду, туда краны вывели. Она не грязная, хотя бы можно помыться. А вот на Ялтинской улице мы набрали воду из пожарной машины, она грязноватая. Вижу, что по городу ходят бабушки с одной пятилитровкой или с ведром, им помочь некому, машины нет. Чтобы помыться, мне нужно две пятилитровки: одну подогреть, второй разбавить. Купаюсь в тазике, мыльную воду выливаю в туалет. Крупные вещи – постельное белье, полотенца - пока не стирала, копится. В технической воде постирала нижнее белье - пятилитровка ушла. В субботу в некоторых домах вода пошла тонкой струйкой. Надолго ли, неизвестно. Кто-то говорит, до 10 мая придется потерпеть, кто-то - что до 15-го. Некоторые считают, что раньше конца мая рассчитывать на чудо не стоит.
Мария понимает, что есть те, кому ещё хуже: «Например, в затопленном районе, на улице Строителей, не было газа и света, а пару дней назад воду отключили. В уличной колонке тоже воды не осталось. Не представляю, как там люди живут. Знакомая оттуда рассказывала, что они едят консервы, булочки, сосиски. Холодильник ведь не работает».
У детей ещё одной собеседницы, Ольги, затопило дом под крышу. Родители с двумя несовершеннолетними детьми остались на улице.
— В четверг ночью произошла авария на Кумакском водозаборе, откуда питается водой Орск, — рассказывает Ольга. — Теперь даже там, где была вода, её не стало. Уральская вода уходит, а бедствия не прекращаются. К моим детям комиссия ещё не приходила. Когда будет, непонятно. Перед их приходом хорошо бы барахло разобрать, чтобы специалисты смогли хоть в дом пройти. А моим некогда, работают с утра до позднего вечера. Я бы помогла, но от меня толку мало. Я инвалид 2-й группы, хожу на костылях, у меня проблемы с позвоночником.
С гуманитарной помощью тоже странная ситуация. На горячей линии мне сказали, что гуманитарка положена инвалидам, малообеспеченным и многодетным. Я объяснила, что семья осталась с двумя несовершеннолетними детьми на улице, успели забрать только документы. Меня выслушали, заявку приняли, на этом и всё, тишина.
Ну вот как-то так. Печально…