С заявлением насчет возвращения полноценной школьной продленки и с письмом на эту тему в образовательное ведомство и кабинет министров выступил депутат ГД Борис Чернышов.
- «Продленка» до шести-восьми часов вечера должна стать нормой для большинства школьников и должна включать занятия в спортивных и творческих секциях, индивидуальную работу над домашними заданиями и командную работу — над исследовательскими проектами, — предлагает депутат.
Мол, поди плохо: и старшему поколению ГПД поспособствует «активнее реализовывать себя в труде, строить карьеру и увереннее обеспечивать детей». А уж для детей одна сплошная польза: кружки, секции, наука и, одновременно, отвлечение от компьютеров и телефонов. Которым, согласно аргументации Чернышова, школьники «посвящают 4,5-5 часов в день» (а некоторые и 9-11 часов, по опыту). Что, разумеется, «мешает развитию мышления и негативно сказывается на психологическом состоянии» детей, — полагает парламентарий.
Еще он считает, что взрослые вдобавок сэкономят на детском допобразовании, используя бесплатные кружки и секции на ГПД. В общем, мальчишкам и девчонкам, а также их родителям от продленки одна польза. Практически манна небесная, три хлеба на всех. За бесплатно или за «доступно по цене» (так в документе — авт.).
А между тем родители, которые действительно надеялись на возвращение в школы продленки «как в СССР», убедились в справедливости поговорки «обещанного три года ждут». Ведь еще в 2021 году Госдума, действуя по поручению президента, ратифицировала изменение в федеральный закон «Об образовании», возвращающее в школы полноценные ГПД.
И вице-премьер Татьяна Голикова уже в 2022-м поручала регионам «рассмотреть возможность организовать в школах продленку до 8 вечера». Но воз ныне там. Хотя отчитаться исполнителям надлежало к марту 2023-го.
Сегодня, по факту, продленки есть не более чем в трети школ по стране. И там, где имеется, работает до 16 часов. Изредка встречаются школы со сборными детскими группами до 19 и даже до 21 часа. Но таких единицы. И причина не в отсутствии потребности в таких «поздних» группах, а в том, что даже региональная цена такой «долгой продленки» поднялась до 16-18 тысяч рублей в месяц. И это еще субсидированный вариант.
- Я хорошо помню, как после принятия закона и распоряжений на этот счет в школах пытались сделать ГПД, — говорит методист и преподаватель Анастасия Гордеева. — Из регионов тогда много писали о том, как продавливали учителей, втюхивая это самое ведение ГПД насильно, кому за 5 тысяч в месяц, а кому за тысячу, а кому и просто так. Но даже угрозы лишить премий и стимулирующих не возымели. Учителя и так перегружены — это раз. Многие восприняли сидение в ГПД как вторую смену и требовали соответствующую оплату, минимум еще 1,5 оклада.
Впору, наверное, напомнить, что подавляющее большинство школ сегодня находится на самофинансировании. И для них ГПД — это нагрузка, которую нельзя себе позволить. Сидение с детьми до 19-20 часов (учитель и няня), выполнение с ними уроков (по сути, репетиторство) означает новые нормо-часы для сотрудников, изменение тарифных планов, увеличение тарифного расписания. Немаловажно, что это не только дополнительное финансовое бремя, но и ужесточение ответственности в целом. По закону за все, что происходит в самой школе и на пришкольной территории в учебное время (ГПД тоже), отвечает администрация. А теперь вспомним, как часто в советское время дети сбегали с продленки...
Получается, что «ГПД с уроками» были одним из значимых достижений в СССР. Аналога которому сегодня нет в мире. Потому что за «сидение» с учителем, которое на самом деле включало прогулки, спортивные мероприятия и выполнение домашних заданий, полностью платило государство.
Сегодня в странах первого мира реализованы элементы такого ГПД. В Японии, например, много школьных кружков, в том числе научных и для проектной деятельности, но они полностью платные.
В развивающейся КНР, хоть страна «народно-демократическая», «советских» групп нет. Там работают «tuoguan ban» (класс присмотра»). Это аналог продленки до 17-18 часов, который «предлагает детям питание, отдых и возможность выполнения домашних заданий». Но в основном классы tuoguan платные.
В Германии создана система аналогичных ГПД «школьных лагерей» после основных занятий, и они полностью платные. Как и французская система «accueils de loisirs périscolaires»: спорт, искусства, ремесла, игры под присмотром педагогов. Интересно, что это отдельная организация, которая работает в школах. Зато за школой устроение «classe verte», они же «зеленые дни»: экологические поездки, экскурсии после уроков. И то, и другое платно. При этом там есть разветвленная система льгот для детей из малообеспеченных семей, инвалидов и других социально незащищенных категорий, ГПД и поездки для которых субсидирует государство.
Даже в прославленной своим «социализмом» Скандинавии не все однозначно. В Финляндии, например, полноценный уход допоздна и с оплатой от государства распространяется только на дошкольников. Школьная система «фрёслер» в Швеции и Норвегии не работает допоздна, только до 17-18 часов. Финансирование групп чаще муниципальное. Но не всегда. За полновесный «фрёслер» без питания родители выкладывают сумму, аналогичную 700 долларам в месяц, с питанием — около 800. В функции ГПД входит присмотр за детьми, прогулка, выполнение уроков. Кружки по музыке, языкам, различным другим дисциплинам и спорт (кроме зарядки) в ценник не входят.