- В полную непригодность пришла отделка домов на подтопленной территории в Орске – полы, стены, мебель, - говорит специалист. – Понятно, что самые большие проблемы будут у тех, чьи дома были полностью залиты водой. Но массово сносить жилье, скорее всего, не станут, ограничатся капитальным ремонтом. Кроме того, в населенных пунктах подмоются фундаменты, основания дорог. Но опять же - полного размыва улиц и сетей не должно быть, восстановление возможно.
Было бы желательно, чтобы помощь не ограничилась одними выплатами. В Орске в основном пострадали односемейные дома, частный сектор. В этом смысле, впрочем, здесь проще, чем, скажем, в Оренбурге, где вода подбирается к многоквартирным домам.
- Вопрос переселения людей из подтопляемой зоны не стоит?
- Насколько мне известно, нет. Это нереальная задача. Реальная задача – восстановить дамбу, чтобы подобное не повторилось.
- Можно ли сравнить подтопление в Оренбургской области с проблемами Венеции, которая погружается под воду и постоянно подвержена наводнениям?
- Венеция живет в своей парадигме давно. Это каменный город на дубовых сваях, которым ничего не страшно. А подтопленные дома в Орске – деревянные, стоят на земле. И эти линейные фундаменты – главная угроза. Если их будет подмывать, строения станут перекашиваться, разрушаться. Сейчас еще, можно сказать, «повезло», потому что не было сильного гидравлического удара, вода поднималась достаточно медленно, поэтому о значительных разрушениях в Оренбургской области речи не идет.
- Сколько, по вашим оценкам, продлится восстановление домов?
- Сложно сказать. В идеале нужно до конца лета подготовить дома к зимнему сезону. Еще одна проблема – будут ли пригодны для земледелия приусадебные участки. Вода же приносит кучу ила, тины, всякой грязи, которая ложится на плодородный слой.
- Жители были готовы к катастрофе?
- Да что вы! Никто не был готов.
5 апреля, в пятницу, в Орске прорвало дамбу. В этом и других населенных пунктах Оренбургской области подтоплено около 12 тысяч жилых домов и 15 тысяч приусадебных участков.