По словам родственников, Быданов на учёте в ПНД не состоял, психическими заболеваниями не страдал и голоса не слышал. Зато у него давно болела спина. Он пил обезболивающее и все ходил по врачам. Интересно, не этот ли вопрос он хотел обсудить накануне с губернатором Чибисом?
В Апатиты глава Мурманской области приехал по делам, а вечером беседовал с жителями на самый широкий круг тем. Каждый мог задать свой вопрос, как демократично предложил глава региона в личном ТГ. Так что же интересовало 42-летнего Александра Быданова, долгое время мучившегося от болей в спине? Может быть, когда у них откроют нормальную и полноценную больницу?
В местных закрытых ТГ-чатах местные жители интересуются, а куда, собственно, повезли Чибиса на операцию? Ведь медицина в области давно уже оптимизирована настолько, что ближайший стационар находится аж в двадцати километрах от Апатитов – в Кировске.
Об этом шла речь ещё несколько лет тому назад на прямой линии с президентом, когда умирающая от рака 25-летняя жительница Апатитов дозвонилась до Путина и пожаловалась, что в их городе на 50 тысяч человек не то, что лечиться негде, негде даже умирать - для этого надо ехать в соседний. Но узких специалистов и там исчезающе мало. Время упущено.
Дарью Старикову лечили от остеохондроза, а у неё оказался рак, уже в четвёртой стадии. Вскоре после отчаянного звонка президенту Дарья скончалась. А вот решилась ли эта проблема?
Местные власти тогда оправдывались, что больницы закрываются, потому что людей нет. Население в Апатитах за последние десятилетия сократилось на половину. И тут, увы, прямая взаимосвязь: больницы для пустующих населённых пунктов содержать очень дорого, но если людей не лечить, то они сократятся ещё быстрее.
Интересно другое. Не так уж часты в России нападение на высокопоставленных чиновников любого уровня. Не как в той же Аргентине, где тоже вчера (видимо, сказывается весеннее обострение) неизвестный с мачете пытался сразить президента страны.
Но то горячая Южная Америка. А в России таких громких случаев припоминается всего два. И первый как раз — в том же самом Кировске, соседнем от Апатитов, ровно пятнадцать лет назад. Весной 2009-м года местный предприниматель Иван Анкушев покончил с главой администрации родного города и руководителем ЖКУ. Над двумя трупами застрелился сам. И ведь, на первый взгляд, тоже ничего не предвещало. Голоса в голове не слышал, на учёте не состоял. Приличный и почтенный бизнесмен 62 лет от роду.
25 марта, придя в здание городской администрации, Иван Анкушев разрядил пистолет ТТ в главу Кировска 44-летнего Илью Кельманзона и в 57-летнего директора муниципального предприятия ЖКУ Сергея Максимова. Своего друга детства, кстати, росли в одном дворе, учились в одной школе – с отцом Кельманзона, как говорят, дружили семьями.
Максимов умер мгновенно. Кельманзон дошел до соседнего кабинета и упал уже там. Был обычный рабочий день, в администрации полно народу. Помещение никак не охранялось. У самих чиновников тоже охраны не было. Собственно, как и сейчас у губернатора Чибиса.
От кого охранять-то — от народа? Я была в этом здании в Кировске. Обычное, серое, ничем не примечательное. Клон своих собратьев по всей России. Рассказывали, что у Ивана Анкушева, владевшего четырьмя магазинами, был давний конфликт с администрацией. Что-то они там ему не разрешали, а он с запретами не согласился. Нормальные противоречия такого рода обычно разрешаются в судах. Но только, видимо, не в России. Где можно судиться долго и упорно, а до местной власти, кажущейся вполне открытой в своих ТГ-каналах, зачастую не достучаться никакими цивилизованными способами.
Позже именно в Кировске режиссёр Андрей Звягинцев снимал часть натуры скандального «Левиафана». Про маленьких людей, которые никому не нужны. Их не видят и не слышат до поры до времени.
А потом, припертые к стенке, они вдруг устраивают бунт, иррациональный и, на первый взгляд, совершенно беспричинный. Но, главное, абсолютно бессмысленный. Как оказалось, на встрече с апатитчанами Чибис действительно много говорил о здравоохранении. Это то, что интересовало всех. Люди объясняли ему, что врачей не хватает, ждать приёма в очереди приходится часами, обязательно нужно вернуть в город стационарное отделение. А он им отвечал, что больница в соседнем Кировске прекрасная и модернизированная. И вообще запущен аж целый «шаттл», чтобы до неё довозить пациентов.
— Тема больницы и здания хирургического корпуса, которое очень давно стоит заброшенным, муссируется много лет. Это популистская тема — те, кто её поднимает, всегда срывают эмоциональный подъём. Но есть объективная реальность: отдельной больницы в Апатитах не будет, — ответил губернатор.
Так что никакого смысла в этой встрече с избиратели, получается, не было: то, что действительно нужно горожанам, сделать невозможно. На самом деле губернатор – просто знаковая фигура, который ещё и любит ходить без охраны, поэтому нападение на него стало возможным, и о нем стало известно.
А сколько такого непонимания по всей стране? В чем его причины? И закончится ли оно хоть когда-нибудь, если нерешенных и загнанных вглубь проблем в регионах все больше и больше. И дело не только в оптимизированных больницах или чьём-то закошмаренном бизнесе.
Просто рано или поздно любые застарелые гнойники прорываются таким вот, кажется, необъяснимым ничем, прямым насилием.
Что изменится после этого печального случая? Думаю, российских губернаторов обяжут водить с собой телохранителей в обязательном порядке. Это проще и быстрее всего.