Домашнее задание — это камень преткновения для всех трех сторон процесса образования: учителей, учеников и их родителей. Парадоксально, но из этой триады больше всего страдают родители. Для работающих мам после трудового дня начинается вторая смена. Надо срочно достать из памяти свойства равнобедренного треугольника или третий закон Ньютона, хотя голова к вечеру забита совсем не воспоминаниями из прошлого. Однако сознательный родитель знает, что задание на дом учителя дают не из желания измучить детей, а потому что иначе те не сумеют усвоить программу.
- Психологи советуют не помогать детям делать домашнюю работу, - говорит мама ученика 7-го класса московской школы. - Для меня этот совет невыполним. Если я не сяду с сыном за "домашку", он даже тетрадь не откроет. Или сделает «на отвали». Я работаю, поэтому имею возможность нанять репетитора по домашней работе. Но я понимаю, что моему ребенку нужны знания, и не хотела бы, чтобы их становилось меньше. Мне кажется, что в системе образования наметилась тенденция к «оглуплению». Слишком много стало людей с высшим образованием.
С сомнением к поручению президента отнеслись и в Совете межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». Уровень нагрузки определяется индивидуально, исходя из особенностей ребенка и нюансов программы. Никаких общих норм в этом вопросе быть не может, считает член Совета Всеволод Луховицкий. «Это нельзя регулировать на уровне страны. Именно учитель определяет уровень нагрузки с учетом мнения других учителей и родителей», - пояснил Всеволод Владимирович.
Согласно другому распространенному учительскому мнению, школьники действительно перегружены домашними работами. Но происходит это не из-за нежелания работать в классе, а от объема материала.
- Речь идет о гармонизации работы школьника в классе. Перегрузка школьника приводит к раздражению как со стороны учеников, так и учителей. Практически все эксперты признают, что у нас дети перегружены. Нужно снизить уровень выгорания, - считает член Общественного совета при Минобрнауки Евгений Сжёнов. - Что касается родительского мнения о том, что перед школами стоит задача сократить количество людей с высшим образованием, то если посмотреть статистику, станет ясно: последние годы более 60 процентов выпускников идет в колледжи. Соответственно, сейчас в вузы идет меньше абитуриентов, чем 10 лет назад, а тем более — в советское время.
Что касается контрольных работ, то они, по мнению некоторых педагогов, заменили сам процесс образования.
- Наметился такой крен: ученик осваивает тему дома с родителями, репетиторами, а в школе дают контрольную на то, что дети изучили, - рассказал «МК» заслуженный педагог России Александр Снегуров. - За валом тестов и контрольных учителю уже некогда объяснять урок, подготовить интересный рассказ.
Школы России сильно зависят от места в рейтингах. Чем оно выше, тем больше учебное заведение получает денежных преференций, которые идут в том числе на зарплаты педагогам. Идея неплохая, но вот тестов и контрольных, которые влияют на рейтинг, слишком много. В результате педагоги вынуждены «натаскивать» учеников только на этот материал. Родители рассказывают, что некоторым детям даже советуют «заболеть» на время особо влиятельных на рейтинг контрольных.
- Конечно, стресс и подготовка к тестам и контрольным отвлекают от изучения текущего материала. Их результат не отражает уровень действительных знаний. Хотелось бы, чтобы поручение президента дошло до реального воплощения и учеников освободили из плена постоянных тестов, - добавил Снегуров.
Поручение президента должно быть выполнено до 1 декабря 2024 года. Возможно, уже в новом учебном году количество контрольных будет сокращено, а полуночные выполнения домашних работ канут в Лету.