Обо всем этом наша беседа с заслуженным врачом России, акушером-гинекологом и гинекологом-хирургом Городской клинической больницы им. Юдина, автором множества научных работ, к.м.н. Натальей ИВАНОВОЙ.
— Наталья Владимировна, не могу не начать с «горячей» темы. Недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказалась на тему абортов. Она заявила, что если их запретить, то начнутся криминальные прерывания беременности, от которых будут гибнуть молодые женщины.
— Валентина Матвиенко — мудрая женщина. Я — противник абортов. Но сокращать их количество можно и нужно, создавая условия для повышения рождаемости (законодательно и материально поддерживать беременных и молодых мам). Запретами ничего не решить. Есть страны, где запрещены аборты, и что? Женщины оттуда едут в соседние страны и там делают аборты. Это в лучшем случае. В худшем — женщины изуродуют себя с помощью представителей подпольной криминальной медицины.
— Наверняка вы в своей практике сталкивались с последствиями «подпольных» абортов?
— Сталкивалась, увы. А одна история из моей практики не отпускает до сих пор. Это произошло в одном из районов Тамбовской области, где я, работая врачом, принимала будущих рожениц. Однажды ко мне обратился судмедэксперт, и между нами состоялся вот такой диалог.
«Наталья Владимировна, все ли беременные к вам ходят? Никто не пропадал?» «Никто. А что случилось?»
«Криминальный случай. Обнаружено тело».
«Беременная?»
«Да».
«Что с ней произошло?!»
«Утопленница. В общем, приходите, пожалуйста. Вдруг вы ее опознаете».
Я пришла и увидела эту несчастную женщину. Было лето. Помню, обратила внимание, что она в грязном белье. Оказалось, ее достали из реки.
— Она сама утопилась?
— Нет. У женщины, как оказалось, был пьющий муж. И при этом уже росли то ли трое, то ли четверо детей. И вот она опять забеременела. Рожать больше не хотела, и потому договорилась с акушеркой, которая жила недалеко от реки, что та ей поможет избавиться от ребенка. Купила бутылку водки и отправилась к ней вечером. А дальше было так. Вместе с акушеркой и её мужем распили бутылку. После этого беременная легла на обычный кухонный стол, а акушерка ввела ей спринцовкой мыльный раствор. А у этой женщины шейка матки открытая (после стольких родов), раствор сразу попал в сосудистое русло. Случилась тромбоэмболия, и она потеряла сознание. Пьяная парочка пыталась ее реанимировать, но не смогла. Тогда они, испугавшись, погрузили бедолагу на тачку, отвезли к речке и утопили.
— Какая ужасная история. Скольких женщин из тех, кто приходит к вам на аборт, удается отговорить?
— Я такой статистики не веду, но немало. Вообще в таких случаях стараюсь всё своё красноречие, весь свой опыт использовать, чтобы переубедить. И бываю так счастлива, когда мне это удается! Каждая сохраненная жизнь — это бесценно.
— И как вы уговариваете?
— Здесь ничего нового гинекологи не придумали. Рассказываем о последствиях. При первой беременности женщины это бывает сделать проще, потому что она может испугаться возможного последующего бесплодия. И в любом случае я говорю, что он, ребёночек, живой, у него душа есть. Для этого показываю на УЗИ как у плода ручки-ножки движутся, бьётся сердце.
Даже когда женщина приняла решение, сдала анализы для операции, шансы остаются. И если удается отговорить, то это не только благодаря гинекологам, но и психологам. У нас же сейчас есть протокол, который предусматривает «неделю тишины» для пришедших на аборт женщин (в этот период они обязательно ходят к психологу, который работает при женских консультациях). Я верю, что всем нам обязательно зачтётся каждая спасенная жизнь.
ИЗ ДОСЬЕ «МК»:
Согласно приказу Минздрава №216н, если срок беременности меньше 11 недель, то в течение семи дней со дня поступления в медицинское учреждение делать аборт запрещено. При сроке более 11 недель женщине предоставят 48 часов на обдумывание. В этот период она посещает психолога, проходит УЗИ, во время которой ей демонстрируют изображение эмбриона и его сердцебиение.
— Депутаты сейчас часто призывают, чтобы современные женщины рожали много и часто. Всё-таки насколько это сказывается на женском здоровье сегодня?
— На мой взгляд, изначально у каждой женщины есть свой ресурс. Функциональная особенность яичников или генетическая возможность к репродукции у всех разная. Есть косвенные возможности определить это — например, по уровню так называемого, антимюллерова гормона. И если он меньше единицы, то репродуктологи по ОМС не берутся помогать женщине. То есть возраст не является препятствием, а низкий показатель уровня гормона — да.
Поэтому говорить о том, что все должны рожать бесконечно, наверное, неправильно. Кто-то быстро беременеет, прекрасно вынашивает, и благополучно рожает. У кого-то все проходит совсем-совсем не просто. Но однозначно, что чем раньше родит женщина, тем лучше. Сейчас многие приходят в 35-37 лет, решив родить. До этого получали специальность, делали карьеру, зарабатывали на жилье. И не задумывались, что происходит снижение репродуктивной функции, способности к зачатию. ЭКО — дорого и сложно. И конечно, для государства и общества точно проще создать условия молодым людям (субсидии, жильё, стипендии), чтобы они рожали.
— Некоторые женщины боятся последствий родов для своего организма. На сколько сегодня бесплатная медицина им в силах помочь восстановиться?
— Беременность и роды женщину не портят — они её даже красят. Но во всем должна быть какая-то разумная граница. Если у женщины есть, допустим, порок сердца или онкологическое заболевание, то здесь требуется особый подход. Сегодня такие пациентки беременеют и рожают. Современная медицина позволяет помочь таким женщинам на любом этапе. И она же позволяет привести в норму и организм и восстановиться после родов.
Влагалище рожавшей и не рожавшей женщины кардинально отличаются. Вот (показывает фото) оно у женщины, которая родила двоих детей. У нее были роды крупным первым плодом, что привело к разрывам и опущению стенок влагалища, стенки прямой кишки. Женщина, конечно, ведет половую жизнь, но никакого удовольствия от этого не испытывает. У нее разорвались мышцы, влагалище стало широким. Поэтому она пришла к нам, чтобы мы сделали ей нормальное влагалище.
— Сейчас это можно сделать по ОМС?
— Да, бесплатно, в государственной больнице. А еще операции по лечению недержания мочи, опущения стенок влагалища и матки… В общей сложности только один врач делает больше 100 таких операций в год (а сколько всего в стране таких оперирующих?). Другие случаи, такие как, например, пластика губ, рассматриваются индивидуально. Если это расценивается как болезнь (гипертрофия малых половых губ, например), то тоже по ОМС.
Посмотрите снимки (показывает). Вот тяжелые случаи, когда выпадает мочевой пузырь, или вообще матка, когда формируются эрозии влагалища. И с этим бедная женщина ходит. А ведь все это врачи сегодня способны восстанавливать. Не всегда это просто, бывают рецидивы. Очень многое зависит от качества первой выполненной операции и правильного выбора доступа оперативного вмешательства, квалификации хирурга. Когда один раз прооперировали, а все опять выпало, приходят к врачам. Тогда этим женщинам предлагают другую операцию — устанавливает сетчатые импланты, которые восполняют утраченную фасциальную поддержку половых органов женщины.
Этиология опущения и выпадения многогранна. На первом месте стоят роды, в особенности, с крупным плодом, но в основе всего лежит определенная генетическая проблема. Все мы состоим из мышц, жира, кожи и фасций, которые держат все, в том числе и матку. У отдельных женщин, эти фасциальные ткани имеют определенную слабость и провисают, так как фасциальная ткань имеет дефективный коллаген.
—- Правда, что стало больше россиянок с деликатными проблемами? И что является причиной?
— Пациенток стало больше, это так. Раньше они просто не обращались, потому что думали — никто им не поможет. Когда не было операций по устранению недержания у женщин, то и обращений было мало. Сейчас же эта операция поставлена на поток, появились специальные устройства для устранения этой проблемы, квалифицированные хирурги. Люди идут на оперативное лечение, чтобы улучшить качество жизни. Тоже самое с опущением. Как только появляется человек, который умеет это делать, который это оперирует, выстраивается очередь.
Операций просто много, и в общем-то, есть определенные резервы в фонде ОМС. Но это все делается бесплатно. Знаете, чего стало больше? Больше стало пациенток, которые хотят улучшить свое сексуальное здоровье. Женщины стали себя больше любить, они стали больше на себя обращать внимание. Население становится более информированным, у женщин активнее происходит социализация и осознание своей сексуальной привлекательности. Аспекты сексуальной жизни, не могу сказать, что выходят на первый план, но во всяком случае, они становятся значимыми. В общем, отношение к своему женскому здоровью за последние годы улучшилось.
И ведь, понимаете, это же надо пройти через наркоз, операцию, дискомфорт в послеоперационном периоде, ко всему этому существуют определенные риски. Но тем не менее, люди, у которых есть проблемы, с удовольствием приходят и оперируются. А семьи распадаются, когда игнорируют проблемы. Я заметила, что на самом деле сексуальное здоровье женщины во многом зависит от партнёра. Бывают случаи, когда женщина себя чувствует комфортно, но готова пойти на операцию, потому что партнера что-то не устраивает. «Я не хочу, чтобы у меня распадалась семья», — аргументируют женщины.
Очень много, кстати, оперируются пациентки из Луганской и Донецкой областей. Не то, чтобы специально, у них просто появилась возможность получить здесь медицинскую помощь, и они обращаются за ней. Так что это всё очень востребовано.
— Стало больше женщин с изначально врождёнными патологиями?
— Врождённая патология — отдельная тема. Пороки развития матки — это не так часто встречающаяся патология, примерно 1-2 процента. Бывает удвоение матки, или внутриматочная перегородка, бывает рудиментарный рог, целый перечень на двух страницах этих классификаций. Связано это с тем, что вообще изначально женские половые органы у плода развиваются внутриутробно и на каком-то этапе происходит генетический сбой в формировании матки, влагалища. Иногда бывает, редко, но бывает, формируются два влагалища, две шейки, две матки, совершенно отдельно расположенные. Иногда перегородка влагалища, но шейка одна и матка одна — такое тоже бывает. Бывают варианты самые разные, но чаще всего то, с чем мы работаем, это внутриматочная перегородка. Матка — это орган, который должен вынашивать беременность. Но перегородка, находящаяся в матке, не позволяет нормально выносить беременность. У женщины беременность прекращает развитие, эмбрион погибает в раннем сроке, либо может произойти выкидыш до срока достижения плодом жизнеспособности. Удаление внутриматочной перегородки позволяет избежать этих осложнений и дать женщине возможность доносить ребенка.
Есть специальный инструмент — гистерорезектоскоп, с помощью которого внутри матки можно удалить эту перегородку. После этой операции женщина может нормально выносить беременность и родить здорового ребенка.
Вообще есть все инструменты, чтобы помочь женщине. И важно относится к ней с любовью. Потому что, если не любить пациентов, то не получится преодолеть трудности профессии и стать хорошим врачом.