Однако сами сотрудники «Сахарово» заявили, что народу действительно много, поток не прекращается.
Что происходит в миграционном центре после теракта — в материале «МК».
Гражданину России попасть в миграционный центр «Сахарово» и посмотреть на обстановку невозможно. Внутрь пропускают только мигрантов или сопровождающего, на которого выписана доверенность.
Ранее я говорила с гражданином Узбекистана о том, как сдают экзамен по русскому языку мигранты. Вот его рассказ: «Сдать экзамен предлагают на автобусной остановке «ММЦ «Сахарово». Несколько десятков человек провожают мигрантов в отдельное здание, где они успешно сдают тесты. При желании можно вообще не посещать ММЦ, за них всё делают дистанционно. Ведь многие из приезжих не то что заявление заполнить не могут, но даже слова в предложения связать не в состоянии».
Этот разговор состоялся у нас несколько месяцев назад.
Сейчас мы поговорили с сотрудниками «Сахарово», которые подтвердили слова мигранта.
— У нас незадолго до теракта прошли серьезные проверки по поводу незаконной миграции, — рассказывает собеседник. — Но ничего особо не изменилось. Мы же видим, что приходят люди, не говорящие по-русски, и сдают экзамены. Скорее всего, сотрудники работают с мигрантами, которые хорошо говорят по-русски, вот те и помогают организовать весь процесс. Система отработана четко.
До теракта сертификаты продавали около супермаркета. Сейчас лавочку прикрыли. По слухам, все переместились в район деревни Лукошкино. Приезжаешь и спокойно там покупаешь сертификат за 6000 рублей. Рядом с метро «Лесопарковая» идет торговля. Этот бизнес никогда не прикроется, спрос-то есть. Мигранты не сдадут экзамен сами. Среди них попадаются совсем «нулевые», даже «здравствуйте — до свидания» не скажут.
— Народу в «Сахарово» после терактов меньше не стало?
— Нет, по-прежнему толпы людей. Тут был какой-то день, аж 20 тысяч человек пришли только на получение патентов. На второй день после теракта народу тоже набилось битком, а вот в воскресенье пошел спад. Как мы поняли, в Москве участились проверки, они и попрятались. Но в среду в 12 часов дня пришли порядка 7000 человек. Правда, они потише стали себя вести, уже не такие наглые, как раньше. Обычно нам хамили, а мы ответить не могли, нам нельзя. Они нам так и говорили: «Москва — это будущий Узбекистан».
— Из каких стран едут люди?
— В основном Узбекистан и Таджикистан. 50 на 50. Причем как-то наплывами: в один день только узбеки, в другой — только таджики. На следующий день после теракта при досмотре у многих находили при себе какие-то металлические трубки с проводами, раскладные биты. Много что изъяли в тот день. Видимо, боялись по улицам ходить, вооружились.
— Большая часть мигрантов — мужчины?
— Женщины перестали приезжать после того, как им отменили выплаты за маткапитал. А раньше тут много беременных было. Они по-русски совсем не говорили. Но экзамен сдавали.
Помимо экзамена еще можно купить пакет документов на сдачу ВНЖ или гражданства. Вроде такая услуга стоит от 15 тысяч рублей. После получения ВНЖ граждане других государств пользуются всеми льготами: получают пенсию, имеют право на медобслуживание.
— Кем они устраиваются здесь?
— Курьерами и строителями. Но далеко не все едут сюда работать. Чем занимаются, понятия не имею.
— С образованием люди приезжают?
— Раньше из ста человек 10–15 имели хоть какое-то образование. Сейчас из 1000 только один в лучшем случае с высшим образованием. Мне объяснили, что большинство приезжих своей стране не нужны, их там даже дворниками не берут работать, поэтому едут сюда.
— На суде террористы из «Крокуса» не говорили по-русски, хотя после задержания худо-бедно изъяснялись. Придурялись?
— Знаете, какие они хитрые, хоть и безграмотные? Хорошо понимают, где надо дурку включить, где выключить. За много лет работы мы этот народ хорошо изучили.
— Теперь, наверное, у вас начнутся проверки?
— К нам периодически приезжают с проверками. Как только комиссия появляется, торговля глушится на какое-то время. Через пару часов уехали, и все возобновляется по-новому. Вон сегодня на стоянке около ММЦ снова видели людей, которые продают сертификаты.