Подстанция 220 кВ «Темпы»: энергия для Канала им. Москвы и наукограда
Московская область. Построена в 1937 году, реконструирована в 2022 году.
Одна из старейших действующих магистральных подстанций Московского региона была построена для Канала Москва – Волга (сейчас – Канал им. Москвы) – она снабжала энергией шлюзы даже во время Великой Отечественной войны. В 1970-х годах, после ввода в строй в соседней Тверской области Конаковской ГРЭС, класс напряжения подстанции был повышен со 110 кВ до 220 кВ.
В 2022 году завершилась комплексная реконструкция подстанции, позволившая преобразовать «Темпы» в объект «закрытого типа». Здесь внедрены высоконадежные комплектные распределительные устройства с элегазовой изоляцией. Это одно из наиболее эффективных на сегодня решений, позволяющих обеспечить высокую пожаробезопасность объекта, снизить воздействие на окружающую среду.
Мощность обновленной подстанции увеличилась почти вдвое – с 250 до 450 МВА, что позволит подключать к ней новых потребителей. Это важно, поскольку рядом находится один из самых известных наукоградов России – Дубна.
Подстанция 330 кВ «Машук»: энергия для кавказских здравниц
Пятигорск. Построена в 1936 году, реконструирована в 2021 году.
Старейший электросетевой объект Северного Кавказа был построен по плану ГОЭЛРО. Первая энергия поступала на подстанцию от двух гидроэлектростанций – Баксанской и «Белый уголь».
В 1940-х годах подстанцию расширили, построили открытое распределительное устройство 110 кВ. Это был главный питающий центр Ставрополья. При этом уже в 1960-е объект вновь реконструировали, повысив класс его напряжения до сверхвысокого – 330 кВ.
Оборудование обновлялось с течением времени, последняя модернизация завершилась в 2021 году. Благодаря установке новых силовых трансформаторов мощность выросла до 560 МВА. Сегодня подстанция обеспечивает электроснабжение городов-курортов: Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск, участвует в распределении энергии с Невинномысской ГРЭС и каскада Кубанских ГЭС. Она также питает Международный аэропорт Минеральные Воды.
Подстанция 110 кВ «Красный Октябрь»: энергия для Ленинграда
Санкт-Петербург. Построена в 1922 году (как ТЭЦ), реконструирована в 2022 году.
В Северной столице несколько действующих энергообъектов, введённых еще во времена ГОЭЛРО: подстанции «Варшавская» (бывшая «Красный треугольник»), «Волхов-Петроградская», «Волхов-Северная», «Завод Ильич». Уникальным питающим центром является «Красный Октябрь» – изначально это была тепловая электростанция «Уткина Заводь».
Ее строила бельгийская компания в 1914–1916 годах, но из-за войны и революции работа не была завершена. В дальнейшем ТЭЦ достраивали уже по ленинскому плану электрификации – и она стала первым объектом, возведенным в рамках ГОЭЛРО. Работала на торфе.
Во время блокады Ленинграда топлива стало не хватать. ТЭЦ, единственную в городе, удалось запустить на низкокачественном фрезерном торфе, благодаря чему была реанимирована трамвайная сеть. Немецкие войска не раз выводили из строя оборудование, но энергетики Ленинграда каждый раз восстанавливали работу «Красного Октября».
После войны ТЭЦ восстановили, а потом и модернизировали. Она обеспечивала энергией жилые дома и промышленные объекты Невского района. В 2010 году электростанция завершила работу – потребителей подключили к построенной недалеко от «Октября» Правобережной ТЭЦ. А открытое распределительное устройство было реконструировано компанией «Россети Ленэнерго». Смонтировано элегазовое оборудование, установлена система релейной защиты и автоматики. После масштабной реконструкции центр питания стал дистанционно управляемым в соответствии с современными требованиями.
Подстанция 220 кВ «Северная»: энергия для Т-34 и «Катюш»
Волгоград. Построена в 1931 году, реконструирована в 2015 году.
Подстанция «Северная» обеспечивала распределение электроэнергии от Сталинградской ГРЭС. Тогда мощность «Северной» составляла 15 МВА – сейчас этого хватило бы на несколько кварталов жилой застройки, но не на крупные производства.
А в то время среди предприятий, которым передавалась энергия с подстанции, был Сталинградский тракторный завод, где в годы Великой Отечественной войны выпускали и ремонтировали легендарные танки Т-34 и артиллерийские тягачи, на которых устанавливался не менее известный миномет «Катюша».
Даже в самые сложные дни подстанция продолжала работу, несмотря на постоянные бомбежки и обстрелы. Многие ее сотрудники погибли. Лишь 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории тракторного завода, энергообъект был отключен от сети. Но уже через пять месяцев после завершения Сталинградской битвы его работа была возобновлена.
В послевоенные годы «Северная» сыграла большую роль в восстановлении города. Ее мощность увеличилась до 263 МВА, был повышен и класс напряжения – со 110 кВ до 220 кВ. Активно внедрялось передовое для своего времени оборудование, в том числе были освоены новые на тот момент устройства – дифференциально-фазные защиты линий, которые действовали быстро и более надежно предохраняли оборудование от коротких замыканий.
Последняя реконструкция проведена в 2014–2015 годах, в результате были заменены порталы, заново выстроены служебные здания, установлены современные устройства релейной защиты и автоматики. Среди крупных потребителей – металлургический комбинат, предприятия оборонно-промышленного комплекса и, конечно, работающий и сейчас Волгоградский тракторный завод.
Подстанция 110 кВ «Багратионовск»: энергия для западных ворот России
Калининградская область. Построена в 1977 году, реконструирована в 2021 году
Пять важнейших подстанций 110 кВ Калининградской области – «Ладушкин», «Славск», «Полесск», «Озерки» и «Багратионовск» – были модернизированы и введены в эксплуатацию одновременно в 2021 году. Но на самом деле их история началась намного раньше.
Энергетическое хозяйство региона было практически полностью разрушено во время Великой Отечественной. Однако уже 25 ноября 1945 года на местной ГРЭС-1 ввели в работу первые электроустановки, благодаря чему были обеспечены электроэнергией важнейшие объекты города.
Начиная с 1960-х годов региональная электросеть строилась высокими темпами, ее масштаб увеличился в разы за несколько десятилетий. Подстанция «Багратионовск», например, возводилась для электроснабжения самого южного города региона и растущей промышленности.
В ходе последней реконструкции на всех пяти энергообъектах было установлено современное силовое и коммутационное оборудование. Смонтированы «умные» системы управления и учета электроэнергии, микропроцессорная релейная защита. Это часть масштабной программы модернизации электросетей, которая была необходима в том числе для надежного электроснабжения региона в режиме «острова». Всего за пять лет компания «Россети Янтарь» ввела около 1,5 тыс. км линий электропередачи и подстанции общей мощностью 346 МВА.
Фото: Пресс-служба ПАО "Россети"