В «Никола-Ленивец» на Масленицу съехалось шесть тысяч человек — инфраструктура явно не справлялась с таким наплывом. Всюду стояли очереди — и к палаткам с блинами, и на мастер-классы по созданию креативных венков, и в туалеты, и на все арт-объекты, разбросанные на многокилометровой территории парка. Самая большая вереница людей выстроилась к «Черной горе» — инсталляции, созданной специально к Масленице Константином Фоминым. Чтобы увидеть вулкан изнутри и ощутить холодок стен, обшитых горбылями (досками с корой), имитирующими каменные стены, людям приходилось стоять не меньше часа, да еще и по колено в воде. Несмотря на то что организаторы посыпали поле вокруг арт-объекта песком, а зону с мастер-классами устлали сеном, снег все равно таял интенсивнее, чем можно было ожидать. Температура поднялась до +8. Словом, у неподготовленных к походному формату гостей мокли ноги, из-за чего сложно было сохранять приподнятое настроение, а в очередях время от времени случались перепалки. Зато весь накопившийся за зиму негатив аккумулировался, чтобы быть сожженным вместе с ритуальной инсталляцией.
— Важно понимать, что произведение искусства — не сам по себе арт-объект, а именно момент его сжигания, — рассказал «МК» за пару часов до акции Константин Фомин. — В этот раз в его строительстве участвовало 18 человек из артели, мы управились за три месяца. Архитектуру мне помогала выстроить Екатерина Полякова, которая создавала «Вавилонскую башню» для никола-ленивецкой Масленицы два года назад. Раньше мы строили здесь башни или мосты, имитировали какие-то рукотворные объекты. Сейчас впервые — природный, и это вулкан. Я старался все устроить так, чтобы во время сжигания, как во время настоящего извержения, сначала пошел черный дым, потом «потекла» лава, для этого сделаны специальные стоки. Мы здесь сжигаем все плохое ради всего хорошего — в этом основная идея.
Надо сказать, что народ готовился к никола-ленивецкой Масленице и соблюдал предложенный заранее дресс-код — креативный фолк. Кто был в кокошниках, кто в цветочных венках, кто в шелковых плащах, кто в костюмах драконов. Многие на месте накреативили себе венки из сена, еловых веток или лозы, привязав к ним разноцветные ленты. Но большинство уже приехали в костюмах. Фотки получались эффектные. Да и перформер Олег Жуковский и его «Сибирская академия счастья» не подкачали. Демиург в майке, трусах, ушанке, валенках и шубе нараспашку ходил вокруг «Черной горы», призывая весну и счастье, отгоняя зиму и зло. «Счастье не нефть, его на всех хватит», — почти пропевал «юродивый» в микрофон, вставая с голыми ногами на колени. «Зима, губки крась, на санки влазь! Черна гора, возьми меня!..» — изрек он, и хористы из «Сибирской академии счастья» в красных плащах внесли его в пещеру на руках. Из недр вулкана доносились еще распевы чего-то неясно-сакрального, но очень мелодичного. Через минуту из вулкана повалил черный дым. Еще немного — и огненные потоки заструились по горе. В последующее два часа она эффектно сгорела дотла, вместе с венками, которыми обвешали ее все желающие. Вместе с ними горели все невзгоды и беды, с которыми таким образом расставались участники Масленицы.
Самое странное, что в то же самое время в Исландии на полуострове Рейкьянес началось извержение настоящего и довольно крупного вулкана, который спал 800 лет, а в 2021 году проснулся и теперь каждый год дышит огнем. Там произошло самое сильное извержение с момента его пробуждения. Все-таки все на земле связано и переплетено незримыми связями…
Это было в субботу, а в воскресенье уже в Москве масленичным акционизмом отличился музей-заповедник «Царицыно». Там, перед Большим дворцом, один из лидеров паблик-арта в России, художница Марина Звягинцева, построила «лес» из «огненных деревьев». Дело в том, что на территории «Царицыно» ничего жечь нельзя, у заповедника есть природно-охранный статус. Поэтому инсталляция под названием «Солнечный ветер» стала многослойным символом. С одной стороны, конструкции деревьев, а всего их четыре, как времен года, напоминают огонь. То есть это Масленица во плоти. С другой стороны — это растения, символы весны, с «пылающими» лепестками-вертушками, покрашенными в авторской технике «биотипия» (живопись на воде). От ветра они оживают, вертушки крутятся, создавая эффект «мерцающего пламени». Арт-объект стал частью проекта, расположившегося в Большом дворце, под названием «В поисках народного искусства», где художники переосмысляют традиции, давая им второе дыхание. Говорят, «Солнечный ветер» уже исполнил несколько весенних желаний тех, кто оказался на открытии инсталляции 17 марта. На следующий день она исчезла, чтобы появиться из небытия летом и снова творить маленькие солнечные чудеса.