Сосед с шуруповертом
Наташа, Илья и маленькая Аля переехали в новый дом и сразу подружились с соседской семьей. Одинокая разведенка Татьяна из соседней квартиры жила с пожилой мамой и двумя дочками. И девочки в семьях подружились, и мамы. Так сблизились, что стали почти одной дружной семьей. Ну и Наташин муж Илья — единственный мужчина в этой компании — всегда был на подхвате. Если у Тани что-то ломалось, Наташа отправляла мужа к соседке на подмогу.
— Я, честно говоря, не идеальная хозяйка. И картошка может подгореть, и комнату могу не успеть убрать, а иногда на влажную уборку времени не хватает, — признается Наташа. — Ну и работу мою опять же никто не отменял — я главбух в крупной компании, иногда приходится на дом внеурочку брать. У Тани же дома — идеальная чистота. Как включат с мамой пылесос — так полдня и гудит. Потом пирожки начнут печь — запах аж в нашу квартиру доносится. Илья все пенял мне: «Когда же ты у меня хозяюшкой станешь?» — «Вот заработаю миллион — будет у нас своя кухарка», — отшучивалась я.
Постепенно просьбы Тани помочь прибить полочку, починить протекающий кран, настроить телевизор стали поступать все чаще. Как утро — соседка звонит в дверь: «Илья дома?». Стоит в полупрозрачном халатике («по-свойски», как говорила она). И жалостливо смотрит: мол, помогите, соседи добрые, одиноким и беспомощным женщинам.
— Илья мой — безотказный, — продолжает Наташа. — Дрель в одну руку, шуруповерт в другую — и поскакал на подмогу. А меня это уже начало раздражать.
Однажды вечером Илья вернулся от соседки после двухчасовой возни с заменой полотенцесушителя. Наташа к приходу мужа испекла кексики, был повод — годовщина свадьбы, о которой Илья наверняка забыл...
— И вот представляете, сидим я и дочка на кухне, есть не начинаем — папу ждем. Илья наконец приходит, я приглашаю его за стол, а он говорит: «Ой, девчонки, сегодня я пас — меня сейчас соседки так накормили, на еду смотреть не могу».
Это было последней каплей. Уложив Алю спать, Наташа вызвала Илью в кухню на разговор. И сразу поставила жесткий ультиматум.
— Выбирай прямо сейчас — я или она. Никаких полумер я не потерплю.
Илья побледнел и пробормотал: «Ты что? Да я ничего такого не мыслил. Просто помогаю».
— Так вот теперь не будешь. Больше ни ногой туда и никаких разговоров, кроме «здравствуйте» и «до свидания». Если, конечно, выбираешь нас.
С тех пор Илья стал шарахаться от соседки как от огня. На пару ее звонков в дверь с просьбами помочь к Тане всегда выходила Наташа. «Прости, дорогая, Илья очень занят», «Извини, и сегодня никак — спину потянул». Вскоре звонки прекратились. Дружба двух семей как-то сама собой перешла в чисто формальные соседские отношения.
Илья признается: он даже рад, что тогда его жена открыто завела разговор про Таню. И этому ее ультиматуму он тоже рад.
— Я ведь тогда и правда все чаще начал невольно сравнивать жену и соседку, — признается он. — Но люблю-то я Наташу!
Операция «нытик»
— Разлучники или разлучницы из близкого окружения часто наделены отличными возможностями манипуляции, — поясняет психолог и специалист по семейным отношениям Анна Морозова. — И самый простой способ такой манипуляции — использовать роль нытика и жертвы. Того, кому нужна помощь, кто слабый, бедный и несчастный. Помогая, сочувствуя, поддерживая такого нытика, мужчина (или женщина) чувствует, что выполняет важную миссию, и не замечает, как между ним и этим «несчастным» крепнет эмоциональная, психологическая связь. Это путы, которые очень тяжело потом разрубить, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили». Появляется созависимость. Кстати, в роли бедного и беспомощного друга семьи может выступать не только женщина, но и мужчина.
Примерно такая ситуация произошла с Максимом и Катей. Пара живет в Москве. В столице снимал квартиру и младший брат Максима, Толик. Молодой человек не поступил в театральный вуз и впал в депрессию. «Я-то простой работяга, гайки в автосервисе кручу, а вот Толик у нас тонкой душевной организации», — объяснял Кате муж.
— Жалея его, Максим решил, что какое-то время Толик поживет с нами, — вспоминает Катя. — Боялся, что брат что-нибудь с собой сделает. Мы его успокаивали, поддерживали, говорили, какой он одаренный. Иногда у Толика случались панические атаки, и тогда он просил меня или мужа держать его за руку. Просил обнять его, «как мама в детстве». Мы даже когда в отпуск на море поехали, взяли Толика с собой — не хотели оставлять одного.
Одновременно с появлением в доме Толика отношения Кати и Максима вошли в какое-то иное русло. Все разговоры крутились вокруг него. Ой, Толик сегодня плохо спал, весь день говорит о бессмысленности жизни и намекает на суицид. И Катя, и Максим явно чувствовали, что устали от роли утешителей, и, что самое обидное, теперь у них совсем не оставалось возможности уединиться.
В тот вечер Максим задерживался на работе, а Толик, как всегда, страдал. Катя возилась на кухне. Неожиданно она услышала из комнаты привычное похныкивание и вздохи. Катя подошла и села рядом.
— Ну как же мне тебе помочь? — вздохнула она и обняла парня. И тут Толик повалил ее на диван.
— Я даже не успела опомниться, у меня просто перехватило дыхание, — вспоминает Катя. — Толик явно требовал совсем иного утешения — совсем не материнского. Он пытался поцеловать меня и начал причитать, что вот если я сейчас ему отдамся, ему сразу станет легче. Что брат ни о чем не узнает. Быстро отойдя от шока, я стала упираться и даже кричать. Толик не отступал — и тут вошел Максим…
Кате повезло: муж все понял правильно — видимо, сопротивление Кати было настолько явным, что расценить увиденную сцену двояко было невозможно. Старший брат оттащил начинающего артиста от своей жены, врезал ему, а потом начал швырять в окно его вещи. Так и исчез страдающий артист из их жизни. И оба выдохнули.
Помогла так помогла
Оксана — молодая мать-одиночка.
— Семь лет назад я переехала в Москву, устроилась тут на работу. Я чувствовала себя очень одиноко и неуверенно. Но потом мы сдружились с Олей — начальницей. И даже когда она ушла на другую работу, мы все равно продолжали общаться. Она старше меня, двое взрослых детей, то есть могла подсказать, как действовать в любой сложной ситуации. Иногда с сыном моим сидела, если мне надо было отлучиться...
Вскоре Оксана вышла замуж и почти сразу родила ребенка, и так же быстро забеременела вторым.
Когда на 6-м месяце Оксане рекомендовали лечь на сохранение, она пришла в шок. Бабушки и дедушки в другом городе, муж работает. Куда девать сынка?
— Муж даже памперс сменить не смог бы — этим всегда занималась я, — обрисовывает масштаб проблемы Оксана. — Я уже хотела на свой страх и риск отказаться от госпитализации...
Однако на выручку пришла Оля. Старшая подруга велела Оксане обязательно ложиться на сохранение, ну а присмотреть за сынишкой пообещала сама — благо на удаленке работала.
Оксана легла на сохранение, а муж и подруга регулярно звонили ей по очереди и радостно докладывали, что все хорошо. По выходным навещали, приносили фрукты.
До родов оставалось две недели, когда вдруг с утра пораньше Оксане позвонила в роддом соседка тетя Валя.
«Оксана, привет, как самочувствие? — и вдруг, не в силах скрывать свое любопытство, поинтересовалась: — Кстати, а что это за дамочка у вас сейчас живет? Как в окно ни посмотрю — она все у вас на балконе стоит с сигаретой или чашкой кофе. И утром, и вечером, и ночью иногда выходит. В халате твоем… Высокая такая. И волосы темные»…
После этого разговора Оксана дрожащей рукой набрала мужа:
— У вас с Олей что-то есть?
У нее еще оставалась надежда, что соседка что-то перепутала.
Но муж, видимо, от неожиданности, произнес:
— Это она тебе сказала? Ну, понимаешь, это все вышло случайно и было только один раз... Сама понимаешь — три месяца один. Прости...
Оксана начала рыдать, и у нее начались схватки. После родов она сказала мужу: «Собирай вещи и уходи».
Так и осталась и без мужа, и без подруги. С двумя маленькими детьми. Одна в чужом городе.
А совсем недавно Оксана вышла замуж. Второй муж взял ее с двумя детьми. Только вот близких подруг у нее больше нет.
— У меня теперь на этой теме пунктик, — признается она. — Вот стоит мне с кем-то из коллег-женщин сблизиться, домой, не дай бог, позвать, как начинает мерещиться, что гостья моему мужу глазки строит...
Прощай, подруга
Ради сохранения семьи Ира бросила подругу детства — закадычную, с которой прошли и огонь, и воду. Бросила не за попытку увести любимого, а только за само подозрение в таком намерении.
— Мы с Кристиной дружили 17 лет, еще со школы, и были фактически не разлей вода, — рассказывает бдительная жена. — В свои 29 я наконец встретила мужчину своей мечты. Дело шло к свадьбе — дату еще не назначили, но разговоры о походе в загс и о том, что он видит во мне мать будущих детей, Игорь уже начал заводить.
— Я представила Игоря Кристине у нас дома за ужином. Вечер прошел легко и непринужденно, а когда Игорь отвернулся, подруга подняла палец вверх и одобрительно шепнула мне: «Мальчик — класс».
Ире очень нравилось, что ее любимый так хорошо поладил с подругой детства. И так ведь удачно все складывалось — и фильмы они с Игорем одни и те же любят, и музыкальные группы одинаковые слушают, и вино одного и того же сорта пьют.
— Помню, как-то в общей компании любимый сказал, что болеет за «Зенит», и Кристина тут же закивала: «И я, и я их давняя фанатка». Любовь подруги к футболу стала для меня сюрпризом — никогда ранее она интереса к нему не проявляла, — вспоминает Ира. — Еще одна вещь меня тогда удивила, но в то же время обрадовала: если раньше мы с подругой виделись от силы раз в две недели (она всегда ссылалась на занятость), то теперь вечер пятницы заканчивался ее традиционным месседжем на телефон: «Ну что, ребята, какие у нас на выходные планы?». Кристя часто забегала к нам в гости и в будни после работы.
Но потом я стала внимательнее приглядываться к Кристине во время наших общих встреч. И увидела: она прическу сменила, и стиль одежды у нее теперь более женственный, и в голосе появились придыхание и загадочность. И пламенные взгляды, которые она кидает на Игоря.
Ира не стала рисковать и превентивно прекратила общение с подругой. От предложений встретиться стала отказываться, ссылаясь на занятость. На звонки отвечала через раз. Постепенно отношения сошли на нет.
— Мы не общаемся больше двух лет, не считая дежурных поздравлений с праздником, — говорит теперь уже замужняя Ира. — Ни она меня ни о чем не спрашивает, ни я ее. Кстати, Кристина, по-моему, до сих пор одна.
— А не жалко было потерять близкую подругу из-за одних только подозрений?
— Поначалу проскакивали такие мысли, но я подумала, что муж важнее. Мы с Игорем счастливы, и я жду ребенка.
— Кстати, а как он отреагировал на исчезновение из вашей с ним жизни Кристины?
— Что самое интересное, никак. Мне кажется, он тогда даже и не понял, что она положила на него глаз. А вот если бы я не поставила точку в общении с подругой и не разбила этот треугольник, то еще неизвестно, как все сложилось бы — вода ведь камень точит. Впрочем, даже если мне тогда и показалось, все равно лучше перестраховаться, чем потом жить и мучить себя подозрениями.
Не упустите звоночки и звонки
Как обезопасить брак от вхожей в семью разлучницы или разлучника? Об этом мы спросили у специалиста.
— Если посмотреть на тему чуть шире и глубже, то надо сказать, что разлучниками или разлучницами могут быть все, кто не относится собственно к самой паре, — рассказывает психолог Джамиля Поладова. — Почему мы вообще создаем пары? Любовь? Симпатия? Это да… Но главная причина — это желание закрыть свои потребности: в безопасности, в принятии нас, в признании нас ценными…
И если в результате мы с партнером удовлетворяем почти все потребности друг друга, то браку ничего не угрожает. Но на практике так бывает очень редко.
— Почему?
— Потому что, создавая отношения, мы часто не можем договориться, не владеем этим навыком, мы не слышим друг друга по поводу потребностей. Что в итоге? Эмоции, чувства, мысли, негатив… и наша психика, защищаясь, уже готова искать выход на стороне. И тут в игру по классике жанра вступает третий — тот, кому удается снизить напряжение в этой ситуации. Но, к сожалению, не решить проблему.
— И как же всего этого избежать?
— Чтобы обезопасить себя, пара должна постоянно учиться договариваться в отношениях, строить их, не создавать перекосов ни в сторону замалчивания, ни в сторону агрессии.
— А что делать, если измена второй половинки с близким для семьи человеком — родственником, подругой или другом — уже произошла? Как справиться?
— Говорят, «если я знаю про измену, у меня есть выбор: принять эту данность и жить дальше или разбежаться. Если измену от меня скрывают, меня лишают этого выбора», — говорит Джамиля Поладова. — На самом деле выходов из ситуации, когда нам изменил партнер, может быть много, и разрыв отношений — не единственный из них. Прежде всего, когда мы успокоимся, важно понять, что произошло. Лучшим результатом будет, если получится прояснить свои взаимоотношения с партнером. Иногда измена может стать стабилизатором отношений. Люди, прошедшие через такую измену, потом вспоминают об этом как о хорошем уроке, который их многому научил. Измена может стать как концом, так и началом, и решать, чем это закончится, должны оба партнера.