Как жил на свободе маньяк, убивший 17 человек: завел ютуб-канал

Судьбой опасного преступника никто не интересовался

Маньяк Александр Васильев по прозвищу «Черный ангел», про которого «МК» недавно писал, после освобождения из колонии  прожил больше двух лет. И провел их, судя по всему, довольно активно.  За это время «Черный ангел» успел приобрести автомобиль, создать свой ютуб-канал и даже завести аккаунт в "Тик-токе". При этом ни ФСИН, ни полиция за ним не надзирали. За чей счет и где он жил? Какую цель преследовал, записывая видео для современников? 

Судьбой опасного преступника никто не интересовался
Фото: соцсети

Истории про умерших маньяков редко когда имеют продолжение. Но в случае с Черным ангелом  это повод поднять тему надзора за оказавшимися на свободе серийными убийцами.

Последние дни маньяка Васильева удалось отследить обозревателю «МК». 

Напомним, что Александр Васильев в период с 1997-го по 2001-й совершил 17 убийств в Красноярске. Его жертвами были в основном женщины, к которым он приходил по объявлению о продаже разных вещей. На месте преступления оставлял надпись: «плохо быть богатым». Со временем он стал убивать уже не ради денег, а, что называется, проходя мимо, как, к примеру, старика, копавшего картошку в огороде и чем-то ему не понравившегося.

Приговорили Васильева  к 25 годам лишения свободы, а в ноябре 2017 года суд освободил в связи с тяжелой болезнью, которая входит в перечень постановления Правительства №54.  И к этому решению нет никаких вопросов: все было сделано по закону. Хотя стоит оговориться, что, к примеру, пожизненно осужденных по болезни не освобождают никогда (во всяком не случае, не знаю таких прецедентов). Васильеву повезло дважды –  и срок не пожизненный, и освобождение получил.

Впрочем, и назвать «везучим» того, у кого отсутствует несколько внутренних органов (съел рак), и метастазы проникли во все тело, язык не поднимается.

В тот момент, когда «МК» опубликовал первую статью о нем, не было понятно даже, когда он умер. Точнее так — предполагалось, что скончался Васильев буквально через несколько дней, максимум недель после освобождения.

Но нет! «Черный Ангел» (так себя называл Васильев) прожил целых два года. Как такое возможно с его заболеванием? Онкологи обычно такое объясняют тем, что не всегда возможно предсказать течение заболевания – иногда на какой-то срок наступает ремиссия.  Разумеется, большое значение имеют уход, качество жизни. Кто ухаживал за «Черным ангелом»? Какие условия проживания ему могли создать?

И вот тут самое интересное. В документах ФСИН сказано, что социальные связи он, находясь в колонии, не поддерживал. То есть не вел переписку ни с родственниками, ни с друзьями, те не звонили ему и не приезжали на свидание.  Его первая жена много лет назад от него отказалась, и как он считал, упекла его за решетку в первый раз по несправедливому обвинению (якобы он приставал к подружке своей маленькой дочки). Именно после этого он, судя по всему, и стал мстить всему миру, совершая свои кровавые преступления. В самой колонии Васильев ни с кем не смог близко подружится. Посылок и передачек не получал. Когда его освободили, никто его у ворот колонии не встречал.  Но дальше - больше. Оказалось, что дом, где он был прописан (двухэтажный барак), был признан аварийным еще в 2016 году и снесен. По документам освобожденный Васильев попал  в «Красноярский центр  социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы».  Здесь бывшие осужденные живут до полугода.  У каждого есть койко-мест, предоставляется одноразовое (состоящее из двух блюд) горячее питание, постоялец может пользоваться стиральной машиной и душей.  За полгода жильцу стараются найти работу и жилье. Удается это не всегда, потому что в основном люди попадают сюда крайне запущенные - в социальном и медицинском смысле. Таких на работу не берут. Но есть для них возможность продлить свое пребывания в центре платно – за 145 рублей в сутки. 

Никто из нынешних обитателей Центра Васильева не помнит. Не видел его и директор (недавно занял этот пост). Но как оказалось, и помнить-то было некого – Васильев не ночевал тут ни разу.

- Он обратился к нам для оформления регистрации 22 декабря 2017 года, - говорит сотрудник Центра. - Мы помогли. Регистрация была оформлена на шесть месяцев. Больше он не приходил.

Но в документах у полиции так и продолжало значиться, что он проживает в Центре.

Итак, регистрация есть, а что с жильем? Обнаружить место проживания с помощью правоохранительных органов мне не удалось. Но Васильев при этом не просто где-то доживал свой век, а наслаждался каждым днем! В начале 2019 года он, судя по документам, приобрел автомобиль «Опель». И сделал это не в кредит – исполнительных производств по нему нет. Маньяк хорошо одевался, что видно из фото и видео. Да, Васильев зарегистрировался на ютубе, создал свой канал, куда выкладывал ролики. На них он вполне прилично выглядит, снимает сам себя на мобильный телефон. Трехминутный сюжет (его, кстати, надо было же еще и смонтировать) о Васильеве – это сплошное самолюбование на фоне магазинов, дорогих ресторанов, парков... Попадающие в кадр люди, в том числе дети, с любопытством смотрят на мужчину в белой футболке, белых наушниках и черных очках. Знали бы они, скольких он отправил на тот свет…

Васильев как будто максимально старался зафиксировать свою жизнь на воле. Вот он в меховой шапке рядом со светящимися огнями новогодними елками зимой, вот он в легкой кепке у клумб с цветами летом. Ну а танцующий в мигающем свете маньяк — это вообще отдельная история… И все это не только в "Ютубе", но и в "Тик-токе".

Кто-то скажет: «И что тут такого? Имеет право!». Не спорю. Но признаюсь вам, редко видела осужденных, которые после долгого пребывания за решеткой первым делом начинали снимать себя для "Ютуба" и "Тик-тока". А еще вспомнила слова тех, кто его видел сразу после задержания. Среди них бывшая журналистка Елена Пензина, которую попросили помочь сотрудники правоохранительных органов, потому что Васильев согласился давать показания только в присутствии генерала и обязательно корреспондента федерального канала. По ее словам, он позировал. «Его очень заботило, как он будет выглядеть. Это было видно на протяжении всего интервью, потому что он пытался как-то сесть, со стороны посмотреть на себя, ну, вот такой элемент позерства. Ему было очень важно, как его будут оценивать».

Выходит, Васильева годы в тюрьме не изменили. Но позерство - не преступление.

Зато могло быть преступлением другое.

Официально Черный ангел нигде не трудоустраивался. Сложно представить, что он подрабатывал на каких-то тяжёлых работах нелегально – Васильев ведь все-таки тяжело болел, так что разгружать машины, убирать территорию он вряд ли бы смог физически. Тогда кто его содержал?  Не исключено, конечно, что он нашел себе сердобольную женщину, которая решила его приютить, одеть-обуть. Но смог бы он сделать это не просто быстро, а фактически моментально?! Напомню, ни дня в Центре он не жил. Так где же ночевал?

Первое, что приходит на ум – Васильев мог использовать старый способ. Во время одного из первых своих ограблений он случайно придавил бабушку, и та умерла. Так вот он жил в этой квартире трое суток, брал продукты ее холодильника, спал на диване, на котором бабушка смотрела телевизор. То есть вел себя абсолютно спокойно в квартире с трупом.  И после задержания цинично и обыденно говорил о том, что в этот момент понял: жертв надо убивать, чтобы они не орали, а у него было время освоиться в квартире.

Коллега из «МК в Красноярске» Владислав Пирогов пытался найти людей, которые могли пересекаться с Васильевым. Но никаких следов. В каком случае такое могло произойти? Если зверь, получив добычу, притаился в логове. Сколько в Красноярске одиноких старушек? Сотни.

Елена Пензина, вспоминая о нем, называет его чудовищем. «У него, как это принято говорить, энергетика какая-то животная. Находясь рядом с ним, понимаешь, что он опасен. У него абсолютно пустые глаза, глаза дикого зверя. Я помню, что он говорил, как он выслеживал. Прогуливался мимо почты примерно в то время, когда выдавали пенсию, спокойно следил за человеком, смотрел, с кем встречается, с кем общается... По какому-то своему внутреннему чутью он понимал, что человек одинокий. У меня двоякое какое-то ощущение осталось. С одной стороны, мне показалось, что его лечить надо. А с другой стороны, он ведь был очень таким матерым, продуманным, то есть он эти преступления готовил».

Если бы за Васильевым был установлен административный надзор, можно было бы хотя бы понять, в каком районе он проживал. Но нет. УФСИН кивает на полицию, полиция - на ФСИН. По факту за маньяком, который не имеет социальных связей, работы, смертельно болен, НИКТО не надзирал, его судьбой, кроме нас, никто не заинтересовался. Как справедливо заметила Пензина, он стопроцентно должен быть очень под пристальным вниманием правоохранительных органов, потому что «дикий зверь никогда не станет травоядным».

Но этого не случилось. Умер Васильев 28 января 2020 года. На кладбище, где его похоронили, говорят, что  на его могилу никто не приходит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29226 от 29 февраля 2024

Заголовок в газете: Дикий зверь не станет травоядным

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру