Алло, полиция! Мошенники стали чаще атаковать кошельки россиян по телефону

«Здравствуйте, Иван Иванович, вас беспокоит капитан полиции Смирнов», – звонки от лжеполицейских или других мнимых госслужащих продолжают поступать россиянам, хоть властям удалось существенно сократить количество мошеннических звонков с подменных номеров. Однако число жертв и суммы краж продолжают расти, поскольку аферисты нашли новый способ и атакуют граждан в мессенджерах, которые пока что никак не регулируются.

Алло, полиция! Мошенники стали чаще атаковать кошельки россиян по телефону
Фото: freepik-ru.freepik.com

В России участились случаи телефонного мошенничества, говорится в свежем мониторинге ВЦИОМ. За последние полгода-год 67% россиян получали звонки от мошенников – в 2021 году с аферистами по телефону сталкивались на 10 п. п. меньше опрошенных.

Многие из тех, кому звонили злоумышленники, уверены в своих силах и считают, что навряд ли попадутся на уловки мошенников. Однако статистика Банка России по украденным деньгам говорит о росте: в 2023 году мошенники похитили у клиентов банков 15,8 млрд рублей – на 11,5% больше, чем в 2022 году. Люди все чаще берут миллионные кредиты, чтобы отдать их аферистам: каждый четвертый рубль, похищенный из банков, – это деньги, взятые взаймы, посчитал регулятор. Депутаты с прошлого года обсуждают законопроект о самозапретах на кредиты для россиян, но ЦБ признает: эта мера не решит всех проблем. Между тем закредитованность россиян растет: по данным ФСПП, долг россиян к взысканию в пользу банков уже превысил 3,2 трлн рублей.

В ожидании переломного момента

Несмотря на усилия по борьбе с мошенниками за последние несколько лет, долгожданного перелома в борьбе с ними пока не произошло, констатировала глава Банка России Эльвира Набиуллина на прошлой неделе. Наиболее проблемным вопросом сейчас являются мессенджеры. Аферисты даже рассылают в мессенджерах сообщения от имени самой Набиуллиной. А количество звонков от мошенников в мессенджерах эксперты оценивают примерно в 15 млн в сутки – при том, что сейчас звонки через WhatsApp и Viber никак не регулируются.

Гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов отмечает более чем 70%-ный рост числа попыток совершения мошеннических звонков в 2023 году. Бороться с подменными номерами операторам помогает единая платформа верификации телефонных вызовов «Антифрод», которую Роскомнадзор тестирует с 2022 года. К «Антифроду» уже подключились более 500 операторов связи, суммарно у них 79,4% всех телефонных номеров страны. Остальные операторы должны присоединиться до марта 2024 года, иначе Роскомнадзор грозится их оштрафовать.

По итогам 2023 года «Антифрод» уже показал масштабные результаты: система проверила 90 млрд вызовов и предотвратила 622 млн звонков с подменных номеров – то есть решение проблемы подменных номеров, судя по всему, найдено. Но когда мошенникам стало неудобно использовать телефонные звонки, они все чаще стали переключаются на мессенджеры – согласно исследованию Telecom Daily, каждый третий россиянин получает звонки от мошенников именно в мессенджерах.

Роскомнадзор объяснял, что цель «Антифрода» – борьба именно с проблемой подменных номеров в традиционных сетях. При этом, глава Минцифры Максут Шадаев отмечал, что после введения ответственности за пропуск трафика с мобильных номеров мошенники стали совершать до 80% звонков через WhatsApp.

«Многие абоненты для экономии пользуются звонками именно в мессенджерах. Особенно когда звонок поступает с аккаунта с официальной символикой органа власти или банка и сообщается о вероятных проблемах или возможной выгоде – чувство бдительности притупляется. Этим злодеи и пользуются», – комментирует руководитель проекта «За права заемщиков» ОНФ, координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева.

Организованные мошенниками кол-центры переключились на мессенджеры, на которые до сих пор нет управы: на них не распространяются механизмы антиспама определителей номеров, а также анализа звонков платформы «Антифрод». А значит, такие сценарии кражи денег по-прежнему эффективны. Сегодня мессенджеры есть почти в каждом телефоне, ими пользуются даже пенсионеры – самая уязвимая часть населения, склонная верить телефонным аферистам.

Нужны совместные усилия

Проблема мошенничества в мессенджерах беспокоит всех уже не первый год. Банк России, Минцифры с подведомственным Роскомнадзором, МВД, банки и операторы связи – все развивают свои подходы. Но для решения проблемы не хватает единого механизма, чтобы в режиме реального времени определять номера мошенников, в том числе и в мессенджерах, - и оперативно их блокировать.

Пилотный проект, который помог бы объединить ресурсы регуляторов, финансовой отрасли и сферы связи, рынок начал обсуждать несколько лет назад. Система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ), получившая поддержку со стороны банков и экспертов, помогла бы оперативно выявлять инициатора звонка, а также недобросовестных операторов связи, которые пропускают звонки аферистов.

«Регуляторам и банкам нужно объединить усилия, чтобы разработать технологический заслон или систему, которая могла бы пресечь обман россиян в этих каналах. В частности, на рынке уже звучали подобные инициативы с участием Минцифры о создании ситуационного центра по отслеживанию мошеннических номеров или СУАТМ для выявления операторов связи, предоставляющих услуги злоумышленникам», – поддерживает необходимость совместной работы заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной думы РФ Артем Кирьянов в своем телеграм-канале.

Замглавы совета по развитию цифровой экономики при Совфеде Артем Шейкин также говорит о необходимости межотраслевой работы – он предложил создать единый центр кибербезопасности. Сенатор неоднократно обращал внимание на то, что защиту россиян от мошенников нужно совершенствовать и на рынке связи, и в сфере финансов. «Разработка комплексных мер по защите прав и интересов граждан, эффективных способов по предотвращению и предупреждению новых способов мошенничества является приоритетной задачей. Важно продолжать активно развивать подобные инициативы, а также просвещать граждан о существовании таких сервисов», – подчеркивал он.

«На наш взгляд, соединение СУАТМ с системой «Антифрод» позволит более эффективно бороться с телефонным мошенничеством и звонками через мессенджеры, – соглашается Лазарева из Народного фронта. – Любая практика должна браться на вооружение в первую очередь на госуровне и масштабироваться на весь рынок, особенно когда речь идет об угрозе благополучию граждан».

Мошенники сделали свой ход, остается ждать, какой ответный маневр предпримут игроки рынка и регулятор.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру