Качественная журналистика под угрозой: что противопоставить царству графоманов и фейкометателей

Когда Цифра бьет прямой наводкой по Слову

Раздаются голоса, что печатная пресса скоро вымрет, как когда-то мамонты. Оптимизма газетчикам это не придает. Что ни говори, а цифра потеснила бумажные издания — это факт!

Когда Цифра бьет прямой наводкой по Слову

В наш нелегкий цифровой век информационное пространство в мире претерпело колоссальные технологические и смысловые изменения. Если раньше говорили, что бумага все стерпит, то яркий экран гаджета не просто стерпит, а еще и моментально размножит, украв время и основательно засорив мозги широкому кругу пользователей. Что поделаешь, человечество пошло по этому пути. И мы вслед за всеми пытаемся влиться в общемировую струю, в поиски форм этого цифрового дела. Такова тенденция, и в этом видится большая опасность в будущем.

Современный журналист многостаночник и должен быть технически грамотным. Такие мнения бытуют в медиапространстве. Зачастую к этому призывают некоторые авторитетные экспертные круги, представители информагентств, активно внедряя в жизнь модный образ «универсального журналиста». Медицинские работники уже прошли подобную цифровую обкатку. Порой такие «универсальные врачи», уделив пациенту пару минут, надолго погружаются в компьютер, заполняя всевозможные формуляры и отчеты, напрочь забыв про больного. Все бывали в поликлиниках и видели это своими глазами. Современную «акулу пера» озаботили алгоритмами работы соцсетей, способами доставки контента, дизайнерскими и прочими продвинутыми штучками. Подлинное слово и свежая мысль стали тонуть в пучине новых технологий. Современный врач порой стал забывать послушать пациента, а журналист — подумать о содержательной части текста. Так запросто можно разучиться и лечить, и писать.

Уже с начальных классов коварная цифра разлучает детей с классическим словом. В наши дни на смену школьным журналистским кружкам, известным еще с советских времен, пришли модные медиацентры. Будущих журналистов со школьной скамьи учат «пилить» контент, где на первый план выходит не содержательная часть, а развлекательная форма подачи информации, ее упаковка. Короткие посты, «мемасики» (кривляния), фоточки, «видосики», в общем все, чем богат Интернет, называется контентом. Там нет места стенгазетам и прочим «олдскульным» форматам, выполненным по канонам классической журналистики. Аудитории это «не зайдет», за это не сделают репост, не поставят лайк — главный показатель успеха и реакции читателей. Современная журналистика следует не традициям, а трендам, превращая информацию в безвкусный фастфуд. Подлинное слово сражается с контентом.

Если еще в начале нулевых пиар-службы крупных госкомпаний формировались из талантливых пишущих журналистов, то сейчас многие из них превратились в рекламное бюро, куда набирают симпатичных девочек, прошедших секретарскую практику, и таких же ребят, окончивших модные курсы контент-мейкеров или SMMщиков, специалистов по продвижению компании в соцсетях. Опытных пишущих журналистов эти же девочки с налетом пренебрежения именуют «райтерами», постепенно избавляясь от них, как от ненужных файлов. Ведь появились программы по генерации текстов, которыми очень ловко пользуются молодые пиарщицы для удовлетворения журналистских надобностей.

Подобные фигуры, имеющие отдаленное отношение к журналистике, и примкнувшие к ним представители блогосферы набирают авторитет в медиапространстве, оказывают влияние на формирование новой журналистики, которая двигается вслед за цифрой.

Иллюзия моментальной встречи с читателем заставляет вбрасывать на экран полуфабрикат. В результате этой скорострельности мы видим верхоглядство, море фейков, дезинформации. Пуляют все подряд — и сырое, и недоношенное. В итоге информации вагон, а читать нечего. У потратившей время на перелистывание сообщений аудитории остается послевкусие неудовлетворенности, а порой и гнева. Журналист постепенно эволюционирует в блогера с элементами айтишника. Но ведь журналистика это другое! Это профессия с вековыми традициями, там люди совсем иного творческого склада и способностей.

Чтобы написать серьезный материал, нужна фактура, концепция, идея, мысль, план, стиль, форма, монтаж текста, творческие муки, многократная доработка, шлифовка деталей, в конце концов литературные способности и элементарная грамотность… Нужно побегать, попотеть, осмыслить и ответить на ряд вопросов, как завещал римский учитель красноречия Квинтилиан. Это серьезная работа! Таковы будни служителей качественной журналистики. Ну скажите, кому, умеющему красоваться в цифросфере, захочется заморачиваться всем этим, терять время и силы? Проще же в коротком посте в «телеге» ругнуться матом и «запилить видосик». Информационное поле постепенно заселяется низкопробными дудями, вместо новых художников слова, таких как Илья Эренбург, Василий Песков, Анатолий Аграновский, Ярослав Голованов и другие классики отечественной журналистики.

Внутренний мир личности и общественное мнение являются теми барьерами, которые пытаются преодолеть наши конкуренты и просто враги, нанося через медийные каналы удары прежде всего по государству. Многие ведь замечали, что на какую-либо патриотическую реплику в Сети часто прилетает туча контраргументов, явно написанных не по зову сердца, а по заказу. И задача профессиональных журналистов защищать не только внешний технологический контур от информационных атак, но и формировать внутренний мир читателя, наполнять его и укреплять иммунитет, чтобы фейки, хитроумные вбросы из мощных цифровых передатчиков отлетали от сознания, словно деревянные стрелы от танковой брони. Глубоко мыслящему читателю с аналитическим и в чем-то даже критическим взглядом на различные процессы не страшны ни недружественные ютьюбы, ни заморские тик-токи.

Сберечь подлинное правдивое слово в эпоху цифровизации задача не менее серьезная, чем изобрести свой отечественный Интернет. Ведь по западному щелчку вся цифровая благодать может вмиг исчезнуть. У всех же когда-то ломались смартфоны и приходилось лезть в старую добрую записную книжку. Безусловно, нужны и такие специалисты, которые чувствуют себя в цифровой паутине как рыба в воде, умеют не только правильно загуглить, но и знают алгоритмы работы соцсетей, их сильные и слабые стороны, предпочтения массовой сетевой аудитории. Но это не должно мешать сохранению традиционной прессы и обязанности растить достойные перья. Цифра должна стать вспомогательным элементом, а не авангардом журналистики.

За объективность, достоверность, классическое слово сейчас на нашем пространстве сражаются малочисленные газеты и издания, делая это порой даже себе в убыток. И тенденция такова, что в России их становится все меньше, тиражи сжимаются, бумажная пресса превращается в музейный артефакт. Сегодня финансы управляют мыслью, духовностью, СМИ. Если газета нерентабельна, то сокращайся, банкроться. Закрывайся — долой с рынка! Редакции вынуждены заниматься не своим делом, искать спонсоров и рекламу, порой забывая о творческом процессе и творчестве как таковом. Рентабельность важна, но не деньги здесь должны быть на первом месте, особенно в условиях информационной войны. Ведь прогрессирует техническая составляющая информационных войн, отнюдь не гуманитарная. Можно, конечно, выборочно направлять средства на контрпропаганду, что сейчас и делается, но отсюда напрочь выпадает всеохватная воспитательная сущность Слова в более широком охвате и диапазоне. Это поле целиком и полностью под цифрой, причем «посевной материал» весьма низкого пошиба.

Качественная журналистика — это трудоемкий, затратный процесс. Этот товар дорого стоит. В развитых, благополучных странах испокон веков не жалели средств на дотации сельскому хозяйству. Финансировать по остаточному принципу фабрику по производству еды себе дороже. Духовная пища граждан для любого государства, общества важна не меньше, чем хлеб. Разбалансировка смерти подобна, как и замена качественного продукта ядовитыми суррогатами.

В безоглядной погоне за цифрой, во встраивании в виртуальное пространство должна быть и наша собственная альтернатива. Почему бы не направить усилия ведущих умов, науки, власти в обратную сторону — подумать, как равномерно распределить баланс между новыми и традиционными СМИ? Ведь наметившийся перекос в сторону цифры — это не природное явление, посланное из-за облаков высшими инстанциями, это вполне рукотворный, управляемый процесс. В наших силах всё поставить на свои места, вернуть новую самодеятельную журналистику — всё это царство графоманов и фейкометателей — на ее законное периферийное место. Не случайно на сегодняшний день все больше людей возвращаются к настоящему Слову, поскольку они тянутся к умным мыслям, глубокой аналитике и настоящей журналистике. Ведь Слово — единственный строительный материал для информации, и оно должно быть высшего качества.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29221 от 21 февраля 2024

Заголовок в газете: Прямой наводкой по слову

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру