Долгое пребывание в туалете на работе может быть признано саботажем

Мелкие пакости, совершаемые ради причинения вреда России, могут превратиться в уголовно наказуемое зло

В России могут возродить уголовную ответственность за саботаж. «Бороться со всякой контрой недобитой» - теперь это не только фраза из кинофильмов о молодой советской власти. Распространение панических настроений в коллективе, опоздание на работу или слишком долгое «заседание» в туалете рискуют перекочевать из разряда досадных мелочей и поводов для замечания от начальства в уголовно-правовое поле. 

Мелкие пакости, совершаемые ради причинения вреда России, могут превратиться в уголовно наказуемое зло
Фото: unsplash.com

Это третья за последние годы попытка вернуть в уголовное законодательство статью о саботаже. В 2014 году такое уже предлагалось — не прошло. В 2015 году был второй заход — опять мимо. Теперь, пожалуй, шансов у идеологов «уголовки» за саботаж значительно больше. Ситуация изменилась: идет СВО, Крым и новые регионы забрасываются брошюрами с призывами саботировать всё, что только можно.

- Нас очень хорошо понимает Донбасс, Запорожье, Херсон. Мы не понаслышке знаем, что такое саботаж. Поверьте мне, в ближайшие 10-15 лет эти вопросы могут оставаться актуальными, - заявила сенатор Ольга Ковитиди.

В подтверждение серьезности ситуации  она представила на суд экспертов, собравшихся 19 февраля в Совфеде,  невзрачную брошюру, напечатанную на обычном черно-белом принтере. Распространяется это занимательное чтиво в Крыму, но не только, рассказала сенатор. Называется брошюра лихо - «Гражданское сопротивление  на оккупированных территориях».  Подготовлен самиздат неким «центром народного сопротивления Украины». Это ничто иное, как инструкция по саботажу. Вредных советов в ней хватит на всех — от высших руководителей до простых клерков. 

- «Повсеместно на временно оккупированных территориях граждане Украины должны оказывать сопротивление и устраивать акты саботажа», - зачитала выдержку из брошюры Ковитиди, - Вот саботаж — он четко прописан. На русском языке, все очень понятно.

Мы не будем цитировать советы по «сопротивлению» для чиновников и прочих боссов — там все действительно серьезно и с далеко идущими последствиями. А вот инструкцию для рядовых «белых воротничков», пожалуй, приведем — для наглядности. Тем более что эти пункты публично зачитала Ольга Ковитиди:

- Распространяйте тревожные слухи среди других рабочих, задерживайте письменные распоряжения перед отправкой, когда вы идете в туалет, проводите там больше времени, чем необходимо, забывайте необходимые для работы принадлежности и инструменты, вынуждайте возвращаться за ними несколько раз, делайте вид, что рабочие указания трудно понять, просите повторить их более одного раза, делайте вид, что вы особо беспокоитесь о выполнении своей работы, но в то же время постоянно докучайте начальнику лишними вопросами.

Вроде бы мелочь. И все же — саботаж.

Сенатор подчеркнула: желание криминализировать саботаж - это не захламление Уголовного кодекса. Да, для мирного времени статей в УК и так хватает -  диверсия, злоупотребление полномочиями, срыв гособоронзаказа, халатность. 

Но в условиях СВО надо быть жестче. Так что отдельная ответственность за саботаж — это про военное время, периоды ЧС, время проведения СВО и прочие «особые правовые режимы». Новым составом планируется дополнить статью 281 УК РФ - «диверсия». Какое наказание за саботаж придумают авторы поправок, пока вопрос. Но диверсия предполагает от 10 до 20 лет лишения свободы. Скорее всего на такое наказание можно ориентироваться и здесь. 

Вообще в вопросах криминализации саботажа невозможно отделаться от дежавю. И не надо — всё это действительно в российской правовой действительности уже было. С 1926 по 1958 годы саботаж присутствовал в советском уголовном кодексе и относился к так называемым «контрреволюционным преступлениям». 

Тогда под саботажем понималось «сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей либо умышленное небрежное их исполнение со специальной целью — ослабление власти, правительства и деятельности государственного аппарата».

Санкция за саботаж была настолько широкой, насколько размытой была его трактовка — от лишения свободы на срок не менее года с конфискацией всего или части имущества до расстрела с конфискацией.

Особенно широкую популярность статья о саботаже приобрела с 1933 года, когда на фоне голода был принят печально известный «закон о трех колосках», в котором речь шла об ответственности за расхищение социалистической собственности.

Многие обвиняемые по статье о расхищении проходили также и по статье о саботаже. Преступлением могли счесть и отказ убирать урожай, и опоздание на смену во время посевной. По состоянию на 1 июля 1946 года саботаж был вменен 30944 заключенным советских тюрем. 

В 1958 году саботаж из Уголовного кодекса убрали. Партийное руководство объявило, что это преступление удалось полностью изжить.

Сегодня саботаж стал звеном в новой модели преступности эпохи гибридных войн, подчеркнул профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики РУДН Лев Клебанов.

- Чтобы ослабить государство-мишень, применяются скрытые саботажные формы воздействия, - объяснил эксперт.

Однако не все эксперты настроены столь оптимистично. Президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев напомнил сенаторам и думцам, что возврат такого состава в законодательство — это очень тонкая материя. Нужно не допустить копирования и пересечений с другими статьями УК. Даже то, что одни и те же действия в мирное время трактуются как что-то одно, а в военное как что-то другие, - уже повод Фемиде упасть в обморок. Так что прописывать придется очень четко, чтобы не было размытых трактовок и двойных толкований.

Доцент кафедры уголовного права Военного университета Минобороны России Евгений Моргуленко спрогнозировал всплеск общественного недовольства:

- Есть в российском обществе интуитивное неприятие криминализации данного состава, - заявил ученый. - В первой половине XX века ко всему прицепом цепляли саботаж и использовали статью в качестве инструмента политической борьбы, есть печальный опыт.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29220 от 20 февраля 2024

Заголовок в газете: Большой срок за мелкие пакости

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру