– Действительно, можно говорить о том, что нынешняя зима – очень снежная, три-четыре десятка лет не было такой снежной зимы, – рассказал в беседе с «МК» руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд. – И дело не только в высоте снега, хотя высота очень большая, главное – это плотность снега. Можно ожидать, что завтра – так как снегопад еще продолжится – сугробы в разных районах Москвы могут подрасти до 70 см, до 60 см точно. Это очень много. Таких сугробов, в 60 см, действительно не было давно.
По словам синоптика, максимально интенсивный снегопад к середине дня 15 февраля уже прошел, но он будет продолжаться и вечером, и 16 февраля, только уже с гораздо меньшей интенсивностью. «Ночь с пятницы на субботу еще будет зимней – минус 7, минус 9, а вот днем в субботу меняется циркуляция воздушных масс, они будут перемещаться с юго-запада и Атлантического происхождения, поэтому потеплеет до 0, минус 2 градусов, словом, будет оттепельная погода, – говорит Вильфанд. – Ожидаются усиление ветра до 15 м в секунду и осадки, но уже именно осадки – это и мокрый снег, и небольшой снежок... Такое повышение температуры, однако, не принесет тепла «ни душе, ни телу»: будет порывистый ветер, влажность в воздухе, осадки в разном виде...»
В понедельник опять меняется циркуляция, обещает метеоролог. Воздушные массы будут перемещаться уже с севера, поэтому ночные температуры будут достигать минус 10 – минус 15, во вторник – до минус 18 градусов, и днем – около минус 5. Такая температура на 2-3 градуса ниже нормы. Иными словами – погода получается в самом деле неоднородная. Сильные снегопады будут продолжаться не только в феврале, но и в марте. Так что, резюмирует Роман Вильфанд, лучше не испытывать в этой связи завышенных ожиданий: как говорил Бальзак, они приносят самые большие разочарования.
Получать удовольствие, но не расслабляться
Итак, синоптики предлагают горожанам не мечтать пока о весне (март в наших широтах – еще зима), а наслаждаться: катать детей на санках, бегать на лыжах... Удовольствие, впрочем, удается получать далеко не всем. В первую очередь такая снежная зима и перепады от морозов к оттепелям и обратно осложняют жизнь пожилым людям, которые опасаются в такой период выходить из дома.
– Зима в этом году ощущается как настоящая, и это радует глаз, детвору, активных жителей города... – поделилась с «МК» москвичка Елена. – Но пожилым людям некомфортно. У меня пожилая тетя всю зиму дома сидит: опасается ходить пешком. Мне самой как автолюбителю приходится испытывать стресс от возможности завязнуть в снегу, от заноса или пробок. Но, как правило, все трудности ощущаются в день снегопада и пару дней после, а затем ситуация стабилизируется. Транспорт общественный работает безотказно, есть альтернатива. В этом году особо ощущается, что коммунальщики устали, наш дворник реально старается: рано утром, ночью и вечером слышно, как он скребет лопатой. Всем сил, осталось терпеть немного!
Излишне говорить, как осложняют такие снежно-обильные дни работу оперативных городских служб.
– Понятно, что очень быстро, после того, как снегопад только прошел или во время него, убрать огромные массы снега невозможно, поэтому в определенные моменты мы испытываем сложности с проездом к месту, где ждут нашей помощи, – рассказал «МК» водитель оперативного транспорта отряда «СпасРезерва» Василий. – Коммунальщики, конечно, стараются поскорее ликвидировать последствия снегопада, скидывают снег на правую полосу, чтобы потом его убрать, в результате на какое-то время сокращается количество полос, все машины едут очень медленно, и из-за этого увеличивается время в пути и для спецтранспорта. Но еще сложней в пик снегопада найти место для парковки во дворах. Ведь коммунальщики, в первую очередь, чистят от снега основные магистрали, а затем уже доходит очередь до дворовых территорий. Снежные сугробы, в которые превращаются припаркованные долго неиспользуемые автомобили во дворах, сокращают ширину проезда. Мы просим водителей по возможности уступать дорогу спецтранспорту и аккуратней парковаться в своих дворах, смотреть внимательно и не перекрывать подъезды к домам.
Московские коммунальщики в своем Telegram-канале днем в четверг сообщили о том, что «непрерывно продолжаются работы по ликвидации последствий снегопада», в том числе «проводятся циклы работ по сплошному механизированному прометанию проезжей части и тротуаров с последующей противогололедной обработкой». Они попросили автомобилистов «в непогоду, по возможности, воздержаться от поездок на личном транспорте, а если это невозможно, быть внимательными на дороге, строго соблюдать скоростной режим и дистанцию, с пониманием относиться к работе коммунальных служб и не препятствовать движению колонн техники».
А в середине дня 15 февраля профильный заммэра Петр Бирюков и вовсе анонсировал небывалую доселе меру: для расчистки от снега некоторые улицы и переулки города будут на некоторое время перекрываться полностью. Водителей опять-таки призвали относиться к этому с пониманием. Правда, списка перекрываемых для снегоборьбы улиц пока нет: похоже, это будет сюрпризом.
Автомототерпение
Впрочем, временные перекрытия не кажутся такой уж катастрофой на фоне того, что происходит с дорогами до расчистки снега (она же — на языке дорожников — снегоборьба). А происходит две основных вещи: во-первых, на проезжей части воцарилась настоящая русская зима, непривычная уже городским водителям. А во-вторых, вся автотехника, которая встретила снегопад (или даже снегопады – зависит от срока) в припаркованном состоянии, теперь нуждается в неиллюзорном «откапывании» из-под сугробов.
– Если вы пропустили один, максимум два крупных снегопада, то типичная городская машина среднего класса, кроссовер, скорее всего выберется из снежного плена, – рассказывает инструктор по вождению Валентин Порховский. – Для этого нужно уметь двигаться враскачку: попеременно включайте передний и задний ход, чтобы с каждым разом продвинуться чуть дальше и разогнаться чуть быстрее. Опасностей тут три: следите за тем, чтобы не притереться к соседнему автомобилю, поскольку на снегу вашу машину может повести в сторону. Далее, пробиваясь задом на проезжую часть, будьте особенно осторожны, чтобы не выпрыгнуть прямо под проезжающий автомобиль. Если у вас нет камеры заднего вида, лучше попросите помощника «посигналить», свободен ли проезд. Наконец, если снежный бруствер слишком высокий, и вырваться самостоятельно долго не получается, у машин с автоматическими трансмиссиями может перегреться коробка передач.
Если запахло «жареным», лучше не пытаться дальше выехать из снега самостоятельно, а направиться на поиски лопаты. У самых предусмотрительных водителей она уже лежит в багажнике (до которого иногда, правда, тоже придется сначала докопаться). Остальным нужно искать коллег из первой категории – либо отправляться в магазин. Причем выбрать лучше более жесткую лопату – например, металлическую, а не пластиковую, которая вполне может оказаться одноразовой.
Вообще же стоит учитывать, что вернуть на дорогу автомобиль, который несколько недель простоял в сугробе, – дело, требующее терпения и времени. Первое и очевидное – смести с машины снег (если он жесткий и с прослойками льда после ледяных дождей, может потребоваться опять-таки лопата, причем нужно действовать осторожно, чтобы не повредить краску). Как минимум по ПДД должны быть чистыми стекла, оптические приборы и госномера, остальное можно «растопить» на парковке торгового центра за 2-3 часа.
Но не факт, что автомобиль после простоя сразу откроется и заведется. Вполне возможно, придется растапливать замки и дверные проемы (для замков есть особый приборчик с подогреваемым «жалом», дверные проемы в идеале нужно отогреть феном, но где ж его взять... приходится очень аккуратно отрывать, стараясь не повредить резинки). А также подзаряжать аккумулятор.
Не своя, вот и бесятся
Однако есть категория припаркованных автомобилей, которая вызывает особые чувства у окружающих. Это вставшие «на прикол» в сугробах экипажи каршеринга: в разных районах Москвы такие авто замечены на одном месте в течение многих недель. Из-под снега торчат лишь фрагменты машины в яркой фирменной ливрее – а сама «матчасть», как подозревают жители окрестных домов, уже не слишком-то исправна.
– Звоним раз в несколько дней оператору каршеринга, – рассказывает Татьяна Ивинская, жительница Чертанова Центрального. – Называем номер, там принимают информацию к сведению – и ничего не происходит. Этот каршеринг между тем занял крайне ценное для нас парковочное место. Очень печально, учитывая, что сама концепция этого сервиса предусматривает постоянный оборот машин, а тут что-то с ней случилось...
Возможно, с автомобилем произошло нечто не поддающееся устранению в полевых условиях и требующее серьезного «лечения» в сервисе, предполагает Игорь, мастер сервисного центра, где традиционно обслуживаются в том числе и автомобили каршеринга. «У нас нет такой территории, где можно сбросить автомобиль на несколько месяцев, пока ожидается запчасть, – пояснил инженер. – У оператора тоже стоянки не безграничные. Так что, скорее всего, к машине подъехал мастер, установил, что нужно сделать, а дальше заявку на ремонт передали в сервис и ждут, когда дойдет очередь. А раз парковка в том дворе разрешена, то и каршеринг может там подождать, ничего не случится, логика именно такая».
Правда, некоторые предполагают, что такие «брошенки» образуются тоже из-за снега: мол, стоит машина, в аренду ее взять теоретически можно, но где вы видели абонента каршеринга с лопатой «в комплекте»? А в багажниках арендных машин лопат так же нет. Вот и стоит модное транспортное средство в ожидании, пока его откопают...