Впервые о необходимости поднять этот вопрос высказался на «Бале прессы» по случаю Дня российской печати в январе 2024 года председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев. Он рассказал, что вместе с председателем Союза журналистов Москвы Павлом Гусевым было подготовлено и направлено письмо на имя Владимира Путина о поддержке работы киосков по продаже печатной продукции и возвращении на полки супермаркетов газет и журналов.
На прошедшем в Минпромторге совещании представители министерства, медиаиндустрии и российских торговых сетей («Перекресток», «Магнит», «Пятерочка», «Лента», «Ашан» и др.) обсудили этот вопрос. Павел Гусев рассказал, что в каких-то торговых сетях наблюдается уменьшение на прилавках изданий периодической печати, а из каких-то они вообще пропали. «Мы считаем, что сегодня печатная пресса для торговых точек — это социальный продукт, без которого люди обойтись не могут, — подчеркнул он. — По отдельным позициям идет рост объема продаж печатных изданий, а это говорит о том, что для людей этот ассортимент важен». Россияне, по словам главреда «МК», хотят «не только бродить по сайтам, которые закрываются и становятся иноагентами, — люди хотят узнать правду, что сегодня происходит в России».
Председатель СЖ Москвы обратился с просьбой к представителям розничных торговых сетей, чтобы они поддержали печатные СМИ и отнеслись к контакту с ними с полной серьезностью и ответственностью, потому что в настоящее время «поддержки нет». Он также высказался против предложения некоторых торговых сетей размещать газеты на вертикальных железных стойках, вместо того чтобы выделить им полки, — в первом случае экземпляров не будет видно, и покупатели не смогут взять их в руки и полистать (что тоже очень важно).
Статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов заметил следующее: «Мы знаем, что вся работа по реализации печатной продукции ложится на плечи дистрибьюторов, эта работа системно организована, поэтому все отговорки представителей нашей торговли, что печатная продукция не должна быть в розничных сетях, неуместны». В связи с этим замминистра дал указание представителям торговых сетей пойти навстречу СМИ и в течение месяца наладить с ними контакты и проработать вопрос реализации в своих супермаркетах российских периодических изданий.