Кроме очевидных ядов в растениях встречаются и яды неочевидные, с отсроченным эффектом. Как, например, кирказон, который на протяжении пары тысячелетий считался лекарственным средством. Первые упоминания о нем встречаются у древнегреческих философов. В разных странах его использовали для решения разных проблем: лечения гастритов и диареи, паразитов и инфекций, сифилиса и гонореи, родовспоможения и даже прерывания беременности. В Африке вытяжками из растений семейства кирказоновых лечили отравления и змеиные укусы, а в Европе — кожные заболевания, в том числе экземы, абсцессы, грибковые поражения.
Однако в последние годы исследования показали токсический эффект экстрактов кирказона (этим и объясняются их антибактериальные и противогрибковые свойства). А вот лечебные эффекты доказать так и не удалось. Но настоящей сенсаций стало открытие ученых, доказавшее канцерогенный эффект кирказона. Первые звоночки об опасности этих традиционных средств возникли 25 лет назад. В 2013 году в журнале «Химия и жизнь» вышла публикация, где рассказывалось о нескольких ЧП по всему миру. Так, в конце 1990-х в Бельгии зарегистрированы массовые обращения молодых женщин с тяжелыми патологиями почек (которые впоследствии у многих переросли в терминальную почечную недостаточность или рак). Заболевших оказалось более трехсот, примерно в трети случаев потребовалась трансплантация почки. Оказалось, все дамы посещали один спа-салон в Брюсселе и проходили курс снижения веса китайскими травяными препаратами. В пилюлях для похудания нашли аристолохиевые кислоты — вещества, вызывающее разрушение ткани почек и провоцирующие рак, которые содержатся в китайской лиане кирказоне (Aristolochia). Токсин оказался чрезвычайно коварным: с длительным латентным периодом, после которого болезнь диагностировали уже в поздней стадии. Болезнь назвали «китайская травяная нефропатия».
Аналогичную хворь в Югославии назвали «балканской эндемической нефропатией». Ее начали регистрировать еще в 50-х годах прошлого века — и долго не могли установить причину смертельной патологии (лечения от нее нет до сих пор). В 1967 году болезни даже посвятили специальную конференцию ВОЗ. Только в начале 21 века американские ученые установили, что ее причина - последствия употребления веществ, содержащихся в растении семейства кирказоновых, точнее, кирказоне ломоносовидном, Aristolochia clematitis (местное название — волчья пасть). Семена этого кирказонового вьюнка случайно попадали в зерно и загрязняли муку, а жители получали яд с хлебом. Ученые установили, что аристолохиевая кислота запускает разрушительные изменения в почках.
В ряде стран Азии семена кирказона до последнего времени прописывали даже врачи, а в Китае производили десятки тонн травяных снадобий на основе кирказона, которые входят в состав препаратов для снижения веса, лечения артритов, головных болей, проблем с мочеполовой системой и пр. Но исследование в Тайване, проведенное в 2011 году, показало, что у 60–84% пациентов с раком мочевой системы присутствовали аристолохиевые «метки» в ДНК клеток опухолей, а всего следы потребления кирказона остались в почках у каждого третьего жителя Тайваня. Кирказон оказался значительно вреднее табака. В результате в Тайване кирказон запретили. Позднее было установлено, что 78% пациентов с диагнозом рак печени в Тайване употребляли аристолохиевую кислоту. 47% таковых обнаружилось в Китае и 13% в Корее.
«Эпидемиологическое исследование на Тайване (где частота рака почек и верхних мочевых путей была самой высокой в Азии и где треть населения потребляла БАДы с кирказоном) показало несомненную связь кирказона со спектром мутаций в раковых клетках. Уже тогда выяснилось, что один из онкобольных, у которого причиной рака почек первоначально считалось курение и который вроде бы не употреблял средства, содержащие кирказон, тоже имел совершенно характерный спектр мутаций и тоже содержал аддукты аристолохиевой кислоты и ДНК в моче. То есть аристолохиевая кислота иногда содержалась и в продуктах, маркировка которых формально не содержала кирказоновые растения», - рассказывает известный американский генетик Дмитрий Прусс.
Эксперты отмечают, что любители китайской медицины могут употреблять кирказон, даже не подозревая об этом: просто в добавках его сегодня не декларируют. «Повреждений ДНК у употребляющих препараты с аристолохиевыми кислотами так много, что по числу мутаций опухоли далеко превосходят даже клетки рака легких курильщиков и повреждения от ультрафиолета в раке кожи, а модифицированный аденин - продукт связывания с ДНК - без труда определяется в моче», - продолжает Дмитрий Прусс.
Сегодня в США, ЕС и России аристолохиевые кислоты признаны канцерогенами и токсинами, их распространение в лекарственных препаратах запрещено. «Но анализы спектра мутаций опухолевых клеток почек продолжают показывать отпечаток аристолоховой кислоты у "этнических меньшинств", которые отрицают потребление народных средств с кирказоном. Где-то эти лианы продолжают скрываться без маркировки. И, что еще более таинственно, схожая, но не идентичная сигнатура мутаций видна в раковых клетках больных, тактично описанных как имевших "сложную терапевтическую историю" с психотропными средствами. Это разные раки - мозга, кишечника, легких - и какой именно природный мутаген из какого источника тут мог сработать, остается загадкой», - говорит генетик.
Несмотря на действующий запрет, травяные сборы с кирказоном или сам кирказон спокойно продается на российских маркетплейсах. В виде семян (для огорода) и целебных снадобий. Например, один из продавцов пишет, что кирказон обладает мощными лечебными свойствами и рекомендует применять его наружно для лечения суставов, мышечных болей или проблем с кожей, а внутрь - при проблемах с желудочно-кишечным трактом. «От сжигаемых семян кирказона получается лечебный дым, вдыхая который больной эпилепсией получает значительное улучшение», - говорится в описании товара. За упаковку сухой травы просят от 250 до 640 рублей.
Кирказоновые растения до сих пор популярны не только в народной медицине, но и как декоративные цветущие лианы. И многие дачники в России выращивают их на своих участках. Тем временем доказано, что аристолохиевая кислота, попадая с опадом в почву, переходит в другие растения, не умеющие ее синтезировать. АК признана канцерогеном и для окружающей среды. Загрязняется кислотой не только компост, но и грунтовые воды. Поэтому выращивать такие растения на участках, мягко говоря, опасная затея. Да и дачники отмечают, что китайскую лиану не берутся есть даже самые отчаянные вредители вроде слизней.