Госдуму и родителей возмутил отказ от гендерного разделения в школе: мальчики будут варить борщи

«40% подростков старше 14 лет у нас в стране не умеют готовить элементарную еду»

Казалось бы, страсти вокруг возвращения трудового воспитания в школу поутихли. Поправки к закону успешно приняли, «труды» объединили с «технологией», программу предмета презентовали, с первого по девятый класс.

Но неожиданной закавыкой стал отказ от гендерного разделения на этих уроках. Некоторых возмущает, что мальчики могут заняться готовкой, а девочки будут плотничать.

«40% подростков старше 14 лет у нас в стране не умеют готовить элементарную еду»

Разногласия начались, когда в Госдуме представили модули (темы) будущих уроков труда. Депутаты вчитались – и обнаружили в составе обновленного предмета излишнюю универсальность и технократичность. А бытовых навыков и умений, наоборот, с их точки зрения оказалось недостаточно.

Действительно, надо признать, что формата «молоток-зубило» там маловато. Зато есть расширенный модуль проектирования и черчения, «робототехника», 3D-моделирование, управление БПЛА...

Первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова заявила, что главное, чему должны научить «труды», — «ремонту коммуникаций и простой бытовой техники, шпаклевке стен и поклейке обоев». Также Лантратова выделила девочек, которым в школе необходимо привить навык «готовки, кройки, шитья, дизайна и уходу за новорожденными».

Поддержала коллегу и первый зампред думского Комитета по защите семьи Татьяна Буцкая: «Современная молодая хозяйка уверена, что борщ — это блюдо, которое можно купить в магазине, а в телефонном списке молодого супруга сегодня зачастую можно встретить контакт «муж на час».

Но далеко не все поддержали «упор на гендер». Замминистра просвещения РФ Татьяна Васильева отметила, что теперь на труде «у мальчиков появится возможность учиться готовить, у девочек — получать навыки работы с деревом». И у школ теперь есть возможность не разделять уроки «по половому признаку».

«40% подростков старше 14 лет у нас в стране не умеют готовить элементарную еду», — с таким заявлением выступила директор института изучения детства при РАО Наталья Агре. Тоже не разделяя проблему на «мальчиков и девочек», Агре посетовала вообще на «отсутствие бытовых навыков у молодежи». Мол, и те неумехи, и другие. И это «одно из главных препятствий для создания семьи и рождения детей».

Еще одно мнение, с которым трудно спорить, высказала Ольга Казакова. Руководитель Комитета ГД по просвещению отметила, что при разделении на подгруппы необходимо учитывать «культурные особенности и традиции регионов». «Где-то будут учиться готовить мальчики, а где-то нет, —  сказала Казакова. — Где-то не захотят и скажут, что мы лучше будем работать инструментами, учиться столярному делу и т.д.»

Во многих регионах тем временем уже вводят «труды» в расписание вместо «технологии», не дожидаясь 1 сентября. Именно гендер и совместные группы становятся предметом яростных полемик в родительских чатах.

– Многие, особенно папы, возмущены: как так, мой сын будет готовить?! — жалуется Аяна из Уфы. — Хотя и мамы такие есть. Аргументы вроде того, что поварами чаще работают мужчины, на них не действуют. А старые люди еще пишут: если девушка возьмет в руки молоток, то за нее уже нельзя будет просить калым. Представляете? Она «испортится»...

Да и в Центральной России далеко не все рады общей готовке на труде. «У нас уже начали это все, причем именно с приготовления пищи, будут делать салаты, – делится Эльвира из Обнинска. – И чтобы мы, родители, распределяли продукты между собой. Кто что приносит. «Цезарь» будет – там и пармезан, и помидоры черри. Вот все это в школу тащи. Да и недешево».

«Может, еще пацанам юбки шить прикажете, зачем это им?!» –  недоумевает Леонид. Хотя тут же сам вспоминает, что в свое время часто на труде вообще ничего не делали, а «лясы точили с трудовиком».

Его поддерживают многие. «Девочки на этих уроках раньше шили, учись готовить, получали полезный навык, чтобы потом стать хорошей мамой и домохозяйкой, — полагает Мария, мама пяти детей. — А мальчики учились основам ремонта бытовой техники, электрики, знали, как мебель сколотить. Как и зачем хотят все объединить?»

– Да, верно, формат урока труда – на усмотрение школы, – говорит методист, эксперт в области образования Анастасии Гордеева. – И выбор модуля, и состав, и компоновка групп. Разделение по полам – понятно, что установки 30-летней давности «девочкам борщи, мальчикам табуретки» примерно тогда же и устарели. Сегодня каждому надо дать возможность заниматься тем, чем он хочет. Я, например, знаю женщин, которые любят технику, чинят бытовые приборы, работают с деревом. А если мальчику интересно готовить или шить, нет ничего зазорного в этом.

Из практики вспомнилась история, которая произошла лет 10 назад. У нас же образовательные программы не внедряют без обкатки. И вот эти совместные труды ввели в сельской школе в Омской области. Тогда входила и старшая школа в эксперимент. Модулем шло вождение сельхозтехники: трактора, уборщики, комбайны... И на программу записались две девушки. В конце обучения был экзамен по вождению. Принимающие представители сельхозуправления наотрез отказывались проводить экзамен «у женщин». И еще очень веселились по этому поводу. Но экзамен все-таки пришлось провести: девушки пожаловались в министерство и даже в прокуратуру. И, несмотря на такой «юмористический» настрой, выдержали его девушки с успехом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29210 от 6 февраля 2024

Заголовок в газете: Табуретка раздора

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру