С некоторой натяжкой можно сказать, что «труды» – это и есть уже имевшая место быть в школе «Технология». Все пять инвариантных модулей (обязательных для изучения) и даже три вариативных есть в утвержденной «Технологии» 2023 года. Не ново и то, что в 5-7-х классах на «Труд» отведут два часа в неделю, в дальше (8-9-й классы) — один час.
От школы 30-летней давности «Труд» образца XXI века отличается тем, что в программе много теории. Так, первый модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» (читай, «столярка» и готовка) содержат такие культуроведческие погружения, как «Бумага и ее свойство. Производство бумаги — история и современность». Или история использования древесины, народные промыслы. А кухарничание и подготовка к нему имеют охват от информации об эргономике кухни и застольного этикета до ступеней «пищевой пирамиды». И питания в стиле ЗОЖ в придачу.
То же и с шитьем. Начинается все аж с истории культуры ткачества, происхождения и свойств тканей. И через устройство швейной машинки со всеми ее шестеренками и «лапками» — к выходу изделия. Мешков для сменки, прихваток на кухню и «изделий из лоскутов». Пэчворк, только по-нашему.
Казалось бы, зачем так глубоко погружаться? Но, похоже, наличие объемной теории портняжного дела, кулинарии или работ по дереву позволят некоторым школам ею же и ограничиться. А не городить огород с плитами, печами и верстаками, минуя финансовый дефицит и ужесточение требований пожарной охраны.
Еще, изучая программу «трудов», особенно в части вариативности, можно проследить связь между ними и предпрофессиональной подготовкой. Что логично, особенно ближе к окончанию освоения общего среднего образования.
К 9-му классу, то есть. Вот модуль как раз для 9-го класса: «Производство и технологии». Содержит такие понятия, как предпринимательство, корпоративная культура, бизнес-идеи... Или робототехника: роботизированные линии, Интернет вещей, «умный дом» и пр. Познавательно и вполне оправданно к окончанию базовой школы.
Если кто-то боится черчения, как в былые годы, с ватманом и готовальней, можно не бояться. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» сразу начинается с изучения САПР (система автоматического проектирования). А разные технические рисунки и эскизы, детали в разрезе, спецификации и прочее проходят потом по части теории.
Многих, наверное, интересует и самый продвинутый из обязательных модуль: «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». Здесь тоже, скорее всего, познания начальные и умозрительные. Изучаются полигональная сетка, области 3D-печати, материалы для 3D-печати... Что и понятно: для полноценных занятий необходим не только полный класс высокоскоростных компьютеров, но и 3D-принтер со всеми причиндалами.
Много иронии в соцсетях вызвали дополнительные вариативные модули на «Труде»: ветеринария, корма для животных, питательность кормов, дойка.... Впрочем, «цифровая умная ферма» или профессия оператора птицефабрики, как и целый вариативный модуль «Сити-ферма», тоже мало у кого нашли понимание. А уж сколько веселья вызвала часть курса «Растениеводство» – «Сбор и заготовка грибов»...
Но в целом понятно, что все это все актуально для сельских школ и будущих абитуриентов аграрных вузов. Которые, кстати, на подъеме. Для других случаев заготовлены такие модули на выбор, как «Автоматизированные системы» (для 8-9-го класса), например. Где не только о логике управления говорится, но есть основы электротехники, а еще языки программирования проходят, «банк программ» для управления производством.
– Вижу, что утвержденные в прошлом году программы «Технологии» дополнили несколькими модулями из ДПО (программ дополнительного обучения. — Авт.), — говорит методист, эксперт в области образования Анастасия Гордеева. — И, получается, «Труд» все-таки шире, чем была «Технология». «Авиамоделирование», например, это дополнительная программа 2019 года, на выходе учащейся летающую модель самолета должен сделать.
«Медиатехнологии» – тоже относительно новый модуль, посвящен он работе СМИ. Насколько я знаю, там даже студия не нужна, как для медиаклассов. А достаточно только штативов, которые у всех уже дома есть, и камеры с микрофонами. И компьютеров, конечно. А вот кто такие «Сити-фермеры», я даже и не знаю...