Каждый год накануне дня рождения Бориса Ельцина я звоню в село Бутка. Узнаю, что изменилось за прошедшее время. Ответ обычно не радует: «Что в нашем болоте может измениться?».
И тут вдруг местный библиотекарь Ольга Новосёлова выдала: «У меня для вас новости. Мы готовимся открыть музей в доме, где жила семья первого президента. Так и назовём: усадьба родителей Ельцина».
Дом, о котором идёт речь, родители Бориса Николаевича приобрели на пенсии. Сам Ельцин в нём не жил. В 70-х годах его продали. Новый хозяин наотрез отказывался отдавать дом под музей, как его не уговаривали. В прошлом году мужчины не стало. Его дочь согласилась на продажу.
- Ремонт начнётся весной, - добавляет Ольга Николаевна. – Местные описали, какая была обстановка в доме, в какой цвет были выкрашены стены. Ждём когда из Екатеринбурга приедут грамотные люди и приступим к работе.
- Чья это идея?
- Руководитель библиотечного центра давно хотела сделать из дома музей. Администрация её поддержала. А вот кто выкупил дом, точно не скажу. По-моему, те, кто имеет отношение к информационно-библиотечному центру. Они вроде собираются курировать проект.
- То есть семья Ельцина к этому не имеет отношения?
- Нет, конечно. Семья Бориса Николаевича даже не в курсе, что мы затеяли. У нас нет с ними связи. Но мы бы очень хотели, чтобы Наина Ельцина узнала, что дом выкуплен. Но скажут ли ей об этом?
- А с «Ельцин-центром» вы не сотрудничаете?
- Никто с нами не сотрудничает.
«У нас нет противников Ельцина»
- Ельцин - неоднозначная фигура. Писали, что мнения жителей Бутки тоже разделились по этому поводу?
- Один наш читатель так сказал: Ельцин неоднозначная фигура, но он же нам предложил Путина, и мы ему благодарны. Сколько людей, столько и мнений. Но у нас в селе нет ярых противников Бориса Николаевича. Никаких споров по поводу его места в истории не возникает, он наш земляк и всё. Много сделал для нашего села, области, страны. Неслучайно каждое 1 февраля мы проводим торжественные мероприятия для детей.
- Для детей Ельцин – это не далёкое прошлое?
- Наши дети знают Ельцина поболее, чем кого-либо ещё. На въезде в село висит баннер с его портретом, недавно мы его обновили. Мы часто рассказываем о первом президенте, проводим экскурсии по селу. В библиотеке имеются книги о нём. Сохранились здания, которые построил отец Бориса Николаевича. Мы рассказываем о Ельцине только в позитивном русле.
- До сих пор непонятно, где все-таки родился Ельцин – в Бутке или в соседнем селе Басмановское?
- Мы сами так и не поняли. Одна женщина рассказывала, что как-то ехала с мамой Бориса Николаевича в автобусе и та поделилась, что сын родился в Басмановском. Другая утверждает, что ей мать Ельцина называла Бутку. И как мы докопаемся до правды?
- В Басмановском тоже проводят мероприятия, посвященные Ельцину?
- А как же. Утром там собирается традиционный митинг, на который приходят местные жители. Нам уже объявили, что нужно подойти к культурно-досуговому центру, почтить память Ельцина. На митинге говорят общие фразы: в нашем селе родился Борис Николаевич, в этом году ему исполняется столько-то лет, он был президентом, сделал это, это и это. И все расходятся.
- В том селе осталось что-то от Ельцина?
- Был дом, где жила его семья. Но он сгорел. Больше ничего не осталось.
«Газа не заслужили»
При жизни Борис Ельцин не забывал о малой родине. В 90-е годы выделил крупную сумму на реставрацию церкви в Бутке, помог со строительством молочного завода и с реконструкцией ковровой фабрики. После того как сложил президентские полномочия, ковровая фабрика загнулась, молочный комплекс растащили, совхоз развалился, малые предприятия закрыли. Осталась лишь асфальтированная дорога, которую проложили в годы правления Ельцина. Местные жители так описывали мне историю: «Однажды перед поездкой в Екатеринбург Борис Николаевич обронил, что, возможно, заедет в Бутку. Руководство тут же взялось ремонтировать разбитую дорогу. Колдобины выровняли за пару дней. Но Ельцин до нас так и не добрался».
Памятника Ельцину в Бутке нет. Зато есть мемориальная доска с портретом первого президента и цитатой: «В своей жизни я сделал главное. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия будет двигаться только вперед». Доска прибита на заброшенном здании.
- Табличка висит на доме, который построил отец Бориса Николаевича, - продолжает Ольга Николаевна. - Раньше там находился гастроном. Потом здание попало в частные руки, отдавать его не хотят. Потому и стоит заброшенное в центре села.
- Другие гастрономы есть?
- Конечно. У нас большое село, около 3500 жителей. Но вот производств особых нет. В прошлом году разобрали ковровую фабрику вплоть до кирпича. Всё увезли в неведомые края. А когда-то фабрика работала на всю страну, там выпускали ковры ручной работы из натуральной шерсти.
- Где работают люди?
- Пилорама есть. Кто-то ездит на вахту. А еще у нас ожило сельское хозяйство. Держим коров.
- Что сейчас с церковью, где крестили Ельцина?
- Церковь функционирует, правда, батюшки часто меняются. Когда-то Ельцин выделил средства на позолоту куполов. Но храму требуется ремонт. Батюшка писал семье Ельцина, просил помощи. Но ответа не получил.
- Дорогу, которую отремонтировали к приезду Бориса Николаевича, цела?
- Дорога пришла немного в негодность. С тех пор её ведь не ремонтировали, средства нужны. Но слава богу, она есть, ходим не по грязи.
- Знаю, что вы давно ждёте, когда газифицирует село.
- Это наше больное место. Село-то немаленькое, возле нас проходит газотрасса, но к нам она так и не зашла. Живём печным отоплением и электрическим. Видимо, газа мы не заслужили.
- Так вам надо жаловаться, мол, родовое село Ельцина сидит без газа.
- У нас скромные жители, обходимся тем, что имеем. Если нет на нас денег, значит, нет. Жители иногда спрашивают про газ на отчетном собрании главы администрации. Нам отвечают: газ планируется провести, но не в этом году. Было время, когда люди писали, жаловались, но теперь таких активистов не осталось. Мы другое поколение, более терпимое. Не бунтари по натуре.
- Раньше к вам приезжали толпы туристов, а теперь?
- Когда-то иностранцев было много. Надоели даже. А сейчас заглохло всё. Никто не ездит. Да и ради чего? Посмотреть выставку книг в библиотеке? Или заброшенный гастроном? Особо похвастаться нечем. Вот построим усадьбу, может, тогда к нам поедут.