Акция беспрецедентна: Первый, «Россия», ТВЦ, НТВ, «Культура», ОТР, «Звезда», «Мир» — фильмы, сериалы, документалистика…
И это правильно! Неважно, что к столь массовым торжественным трагическим воспоминаниям телевидение подтолкнули внешние обстоятельства сегодняшнего дня. Пусть так, но та Победа была грандиозна, она была выстрадана. Такое забывать нельзя. Ни за что и никогда.
И это человеческая история, всего народа и отдельных людей. Когда началась война, ленинградской девочке Алисе Фрейндлих было 6 лет.
Она очень редко вспоминает блокаду, войну вообще. Потому что больно, страшно. Тот голод, когда только благодаря ее немецкой бабушке хватило продуктов на все 900 дней, и Алиса выжила. Умерла бабушка. Как меняли вещи на еду: все вещи — на любую еду. Как ждали по бабушкиному расписанию, считали часы до обеда, чтобы в заветное время получить мизерный кусок хлеба. О, это было объеденье! Как бабушка доставала сохранившееся оставшееся вино, пили по глотку, чуть-чуть, и Алиса пила, так сохранив, распределив силы на войну.
…С Фрейндлих беседует Анатолий Малкин, покоритель женских сердец. Отличный интервьюер, может, лучший на нашем ТВ. Они говорят о ее детстве, но совсем немного: Алисе так тяжко это вспоминать! Малкин все понимает.
Потом Победа, мир, театр, кино, мужья, дочь, лучшая в мире…
Алиса, блокадная девочка, превосходна. Она шикарна, очень красива, необыкновенно умна. Слушать ее — наслаждение. Так хочется, чтобы этот разговор не кончался!
Смотрите, какая у нее репутация, — безупречная. Ее все любят, чтут, уважают. Про зрителей уж не говорю, но коллеги… Помню «Кинопанораму» — как давно это было! Она называлась «Музыка в фильмах Эльдара Рязанова». Ее вел Андрей Мягков и как бы пригласил в гости Рязанова, бессменного ведущего главной программы ЦТ, лучшего ведущего. Как они оба объяснялись в любви Алисе Бруновне! Нежно, трепетно. А потом, конечно, «У природы нет плохой погоды», то, что Алиса спела в «Служебном романе»…
Они с Малкиным говорили о личном. О первом муже: «Да, увлечение, полтора года всего, но была счастлива», — сказала она, подумав, после паузы. Потом Владимиров, ныне забытый, великолепный. Он слепил Алису как артистку, она стала его Пигмалионом. Они понимали друг друга с полуслова, у них была одна природа юмора, игры. На днях опять показали «Старомодную комедию» по Арбузову, где они только двое — Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров. Знаете, это фейерверк, бенефис. Это и есть «и жизнь, и слезы, и любовь».
А я вспоминаю встречу Владимирова в концертной студии «Останкино». В первом ряду сидит жена Алиса. И вдруг Владимиров начинает объясняться ей в любви — как мальчишка, как муж и как режиссер. Потом показывают место, где вот-вот она сидела, — пусто. И только стук удаляющихся Алисиных каблучков: цок-цок-цок… Вскоре они расстались.
…В конце этого года Алисе будет… Ну, какая вам разница. Какая нам разница. Она прекрасна — была, есть и будет. В любом возрасте. Блокадная девочка, столько пережившая. И победившая. Да, вместе со всем народом.
«У природы нет плохой погоды…» Алиса, спойте еще! На бис.