Законопроект предусматривает пакет поправок в Земельный кодекс и другие федеральные законы. В соответствии с документом, МФЗ (которых, по правительственным планам, уже в этом году собираются организовать в количестве не менее 115 штук) будут состоять не менее чем из двух объектов дорожного сервиса. Например, АЗС и кафе (это, вероятно, и будет самым типичным вариантом).
Другие сервисы, которые могут быть в составе МФЗ — площадки для отдыха, вертолетные площадки и места для размещения аварийно-спасательных служб. Здесь могут быть и медицинские пункты, сооружения связи, спецстоянки служб эвакуации. Иными словами, далеко не все объекты на МФЗ предназначены для клиентов-автомобилистов, проезжающих по трассе.
По согласованию с владельцами трасс (а это могут быть не только государственные и муниципальные органы, но и компании-операторы платных дорог) на МФЗ могут размещаться и нестационарные объекты торговли — например, фудтраки (фургончики общепита).
Именно такие предложения вносили в последние годы в правительство ряд градостроительных бюро — необходимость упорядочить площадки отдыха и АЗС на трассах стала очевидна после появления новых платных трасс (М11, М12, новые участки М4). Архитекторы обращали внимание на необходимость единого фирменного стиля таких объектов, приведения в порядок состава арендаторов, вывесок и другой атрибутики.
Однако в имеющемся законопроекте есть следующий пункт, который предлагается к внесению в федеральное законодательство: «Размещение объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог первой категории допускается исключительно в составе многофункциональных зон дорожного сервиса». Иными словами, вне закона будут те объекты дорожного сервиса (в том числе — шиномонтажи, кафе для дальнобойщиков), которые стоят отдельно, а не входят в ту или иную МФЗ.
Хотя на новых автомагистралях подобных объектов нет и сейчас — таковы стандарты, тщательно соблюдаемые на частных дорогах, новые правила могут затронуть и существующие «традиционные» федеральные трассы. Первая категория автомобильных дорог, по российским нормативам, имеет три подкатегории; и лишь две «верхних», 1А и 1Б, относятся к автомагистралям. Дорога класса 1В — это четырехполосная трасса с разделительной полосой (либо разделительным барьером), на которой могут быть светофоры и примыкания дорог в одном уровне.
- Это путь к укрупнению всего соответствующего бизнеса, - предполагает Валентина Николаева, владелица придорожного кафе в Ярославской области. - Сейчас у меня кафе находится в населенном пункте, никакой зоны я тут организовать не смогу. А начинать бизнес, вписываясь куда-то на специальную площадку по тем ценам, что предложит владелец земли — это разорение, я и такие, как я, мелкие предприниматели такое не потянут.
Поправить ситуацию пока можно «малой кровью»: внеся в законопроект оговорки о дорогах категории 1В либо сделав исключение для населенных пунктов. Однако будут ли сделаны такие уточнения, пока неизвестно.