Всего поручений десять и четыре из них - по итогам выступления перед президентом автора этих строк. Приведу их и прокомментирую, что они могут означать.
«Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и при участии Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Общественной палаты Российской Федерации проанализировать правоприменительную практику по преступлениям, совершенным без применения насилия или угрозы его применения, и при необходимости представить предложения по ее совершенствованию, в том числе в части, касающейся смягчения ответственности за совершение указанных преступлений, путем внесения изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.
Срок – 1 июля 2024 г.
Ответственные: Мишустин М.В., Володин В.В., Лебедев В.М., Краснов И.В.».
Речь о смягчении сроков за экономическое и любой другое ненасильственное преступление (сегодня за него могут посадить на срок в два-три раза больше, чем за изнасилование и убийство с особой жестокостью). Часто судьи сами соглашаются, что кара не соответствует злодеянию, но оправдывают свои решения тем, что законодатель определил «нижнюю планку». В итоге, скажем, мужчина, ограбивший и убивший старушку, может получить меньше, чем пожилая женщина-бухгалтер, которая работала в частной фирме, неправильно платившей налоги.
«Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, МВД России, Минюстом России, ФСИН России, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Общественной палатой Российской Федерации проанализировать положения законодательства Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотических средств и правоприменительную практику в связи с совершением преступлений в этой сфере и при необходимости представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на повышение эффективности государственной антинаркотической политики.
Срок – 1 июля 2024 г.
Ответственные: Лебедев В.М., Краснов И.В., Колокольцев В.А., Чуйченко К.А., Гостев А.А., Фадеев В.А., Михеева Л.Ю.».
Сложно говорить сейчас о том, как в итоге изменится законодательство. Но вот о чем шла речь на выступлении. Правозащитники просили запретить сомнительную рекламу о привлечении на работу курьеров с целью заработать большие деньги (где по факту молодым людям нужно разводить наркотики), создать социальные ролики о наказаниях по наркостатьям и вообще заняться профилактикой.
Отдельно говорилось о том, чтобы сократить сроки осужденным по ст. 228–228.1, 229.1 и 234, совершившим преступление впервые (сегодня даже за попытку дают по 6-9 лет). Хорошо бы в целом направить все силы правоохранителей на привлечение настоящих торговцев, а не так называемых закладчиков, которые являются самым последним звеном в длинной цепочке (сейчас часто в таких делах организаторы торговли проходят как «неустановленные лица»).
"Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, МВД России и Минюстом России проанализировать практику применения технологий искусственного интеллекта при расследовании преступлений и при необходимости представить предложения по ее совершенствованию.
Срок – 1 июля 2024 г.
Ответственные: Лебедев В.М., Краснов И.В., Бастрыкин А.И., Колокольцев В.А., Чуйченко К.А.".
Уголовное дело ученого Александра Цветкова высветило проблему использования искусственного интеллекта (кстати, ни один метод применения ИИ в расследованиях официально не сертифицирован). Напомним, что гидролога задержали в аэропорту после того, как искусственный интеллект выдал: составленный в 2003 году фоторобот убийцы нескольких женщин на 55% совпадает с биометрическими данными Цветкова. При этом следствие не смутило, что в дни убийств он был в экспедиции, есть фото, выписки из приказов.
"Следственному комитету Российской Федерации принять меры по повышению эффективности расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с пытками и истязаниями лиц, находящихся в местах лишения свободы, в том числе путем передачи дел о таких преступлениях для осуществления предварительного следствия в главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации или центральный аппарат.
Доклад – до 1 июля 2024 г.
Ответственный: Бастрыкин А.И.".
В минувшем годы сразу несколько жертв пыток отказались от своих показаний, потому что опасались за свою жизнь. А в ряде случаев дело по их обращениям даже не возрождалось, потому что проверку проводили формально. Причина проста: в провинции следователь, прокурор и начальник колонии тесно взаимодействуют (а иногда и «дружат домами»). В поручении речь идет о том, чтобы такими делами занимались на уровне ГСУ или центральный аппарат СК. Хорошо бы, чтобы все-таки именно центральный аппарат. Причем для этого можно было бы создать особый отдел, где бы были суперпрофессионалы, умеющие быстро и грамотно расследовать пытки.
Единственно, что не вошло в поручения, но о чем шла речь, - амнистия. Президент на встрече идею не просто поддержал, а даже расширил (я просила помиловать, он сказал амнистировать). Но соответствующий документ уже почти готов, что подтвердил пресс-секретарь Дмитрий Песков. Просто он выйдет отдельно от этих десяти поручений.