О томском затворнике узнали совершенно случайно. Зоозащитнице Елене Ящук пришло сообщение от совершенно незнакомой девушки, которая рассказала, что в одном из домов за запертой дверью уже несколько дней раздается истошное мяуканье. Нужны волонтеры, чтобы спасти животных. Елена немедленно выехала на указанный адрес.
– Даже не зная номера квартиры, я могла бы ее найти по запаху. Уже на первом этаже стояла жуткая вонь. Поднялась на пятый этаж. Там меня встретила автор письма, у нее были ключи. Когда открыли дверь, на меня бросилось полчище кошек. Они были жутко голодные – и казалось, что растерзают меня. Но самое жуткое ждало впереди...
Вся квартира от пола до потолка была завалена мусором. В нем лежали фекалии и ползали опарыши. В некоторых местах валялись кошачьи скелеты. И тут к волонтерам выполз человек. Это был хозяин квартиры.
– Он не мог ходить и просто полз на руках. По этим опарышам и калу. На виде ему было около 40 лет. Нормальный, адекватный мужчина. Несколько минут мы смотрели друг на друга. Я была в шоке. Придя в себя, я обратилась к нему: «Вам помощь нужна?» Он ответил: «Да». Мне просто не верилось, что в этой помойке может жить человек, да еще и инвалид, – рассказала «МК» зоозащитница Елена Ящук.
Выяснилось, что хозяина квартиры зовут Алексей. Ему 42 года, он инвалид детства с диагнозом ДЦП. У Алексея диплегия – поражение ног. Он не может ходить без опоры. Поначалу им занималась мать: он проходил лечение, ездил в санатории, выходил на улицу на костылях и вместе с мамой. Но в начале 90-х у женщины начались нарушения психики. Стала носить вещи с помоек, захламляла квартиру. "Находок" становилось все больше. Мусор мешал сыну делать уроки – он в то время был еще школьником, поэтому он выходил на лестничную клетку и занимался там. Затем мама заколотила дверь на кухню и перестала готовить. Еда также приносилась с помоек.
– Леша сказал, что не был на кухне с 98-го года. Мама почему-то стала бояться холодильника, – рассказала «МК» зоозащитница Элеонора Сазонова, подруга Елены. – Тогда же в квартире появились кошки...
– Число кошек, как и мусора, росло на глазах. Животным хозяйка квартиры уделяла больше внимания, чем сыну. Им покупала сухой корм, ими занималась. Кошки в большинстве своем ручные, некоторые даже приучены к лотку. Часть кошек имеет одинаковый окрас. Видимо, они просто расплодились. Когда животное умирало, его не выносили из квартиры, судя по разбросанным скелетам, – рассказывают волонтеры.
В конце 2023 года мама Алексея умерла. Ей было 79 лет. Похоронами занялся родственник, собственник квартиры, но до мусора, кошек и инвалида ему не было дела.
– Алексей – абсолютно нормальный человек. Добрый, с юмором. Просто он жил в таких условиях всю сознательную жизнь и постепенно привык. Его дом надо убрать от мусора, наладить ему быт: из удобств есть только холодная вода. Ему нужно обследование, лечение, – призывает Елена Ящук.
В бардаке с трудом отыскали паспорт Алексея и костыли. Вместе с кошками его перевезли в домой к Елене — его же нельзя было оставлять одного. А в это время принялись за уборку. Девушки-волонтеры неделю собирали все в мусорные пакеты и грузили в грузовики.
– Я не думала, что мусора так много. Мы вывезли пять «Газелей»! Никто из соседей нам не помог. Наоборот, были недовольны, что мы ставим мешки у их квартир, – вспоминает Элеонора Сазонова.
– Алексей 20 лет не был на улице. Вспомнил, что раньше ходил в кино, ел мороженое. Я ему купила мороженое. Он так обрадовался! Стал есть нормальную еду. Очень мало, но регулярно. Вспоминал, что раньше приходилось есть раз в неделю, – рассказывает Елена Ящук.
Елена договорилась, что кошек возьмет к себе приют. А вот что делать с 42-летним мужчиной-инвалидом, она не знает.
– Мы ведем переговоры с сособственником квартиры Алексея, чтобы разменять одну квартиру на две. Возможно, Алексей купит квартиру на первом этаже. Ему будет удобно выходить из дома. Волонтеры помогут с коляской, – предполагает Елена. – Я не понимаю, где все это время были соседи, почему не писали жалобы? Куда смотрели участковые? Они заходили в квартиру, когда выносили труп Лешиной мамы... Где были врачи и социальные работники? Как человек 30 лет смог жить с сумасшедшей мамой в жуткой антисанитарии...
«МК» будет следить за развитием этой истории.