Россиянка Юлия в Эквадоре четыре года. В её городе ситуация не вызывает опасений.
- Хуже всего ситуация с криминалом в больших городах и на побережье, у нас в провинции чуть спокойнее. Но народ напуган везде, - начала Юлия. - Местные советуют не выходить на улицу, потому что повылезали маргиналы.
К разговору присоединяется муж россиянки, он эквадорец.
- Когда все началось люди настолько испугались, что закрыли свои компании, фирмы, - вспоминает мужчина. - Сейчас уже обстановка более менее нормализовалась, некоторые рестораны и предприятия работают, хотя проблема с преступниками не решена. Армия пытается поймать террористов. Самые опасные города - Эсмеральдас и Гуаякиль, они находятся под влиянием бандитских группировок. Вообще, в последние годы Эквадор превратился в транзитную зону, через которую переправляют наркотики и оружие. Банды из Колумбии, Мексики и других стран борются между собой за контроль над криминальным рынком.
На время антитеррористических операций в стране ввели комендантский час, который длится с 23:00 до 05:00.
- В это время выходить на улицу разрешается только по медицинским показаниям и людям, у которых запланирован вылет из аэропорта, - продолжает Юлия. – Полиция работает в усиленном режиме. Города патрулируют военные. Рынки и магазины открыты до 16:00. Школы, университеты, детсады перешли на дистант до 15 января. Людей на улицах стало меньше, особенно с детьми. Хотя здесь и в обычное время детей предпочитают не отпускать на прогулку в целях безопасности. Когда я сюда только приехала, то в первый год была единственной мамочкой, которая гуляла в парке с коляской. Выглядела «белой вороной».
От ограблений, похищений и убийств в стране никто не застрахован. Тут это в порядке вещей. Обворовать могут среди бела дня на улице, в автобусе, рядом с домом или пока стоишь в машине на светофоре. По ночам люди вовсе не выходят из домов. В районах, которые находятся в опасной красной зоне, лучше не появляться. Хотя еще 15 лет назад Эквадор считался одной из самых безопасных стран.
- Россиян в Эквадоре много?
- Русские есть. Легализоваться здесь легко, но на работу рассчитывать стоит только тем, у кого есть собственный бизнес. Судя по соцсетям, соотечественники открыли в Эквадоре пивоварню, занимаются продажей готовой еды, экспортом цветов, организуют экскурсии для туристов, занимаются оформлениям документов для эмигрантов, в столице есть магазин русских продуктов. Русские работают в салонах красоты, магазинах одежды.
«В основном, здесь имеют свой бизнес россияне. Большинство занимаются банановым и цветочным экспортом, - добавляет супруг Юлии. – А вот у местных бизнес рушится, потому что преступные группы требуют с них дань за крышевание. В противном случае, грозятся убить предпринимателя и его родственников. Отсюда рост бедности. Люди сидят в долгах. Жизнь дорожает, а доходов становится меньше. Найти работу эквадорцам тяжело. По новым законам работодатели теперь платят почасовую зарплату. Контакты подписывают краткосрочные. Так что на одной неделе у вас может быть работа, а на следующей уже нет. Так что стабильностью не пахнет».
- В России волнуются, что мы теперь лишимся бананов. Что скажете?
- Думаю, мятеж повлияет на банановую отрасль, - предполагает собеседник. - Кстати, некоторые экспортеры бананов, цветов и других продуктов были вынуждены работать на криминальные группировки и наркоторговцев. По слухам, посылки с товаром использовали для транспортировки наркотиков и оружия.
- А я сомневаюсь, что банановый бизнес рухнет. Здесь столько сортов бананов, куда это все девать? Есть фруктовые, овощные, разных типов, - продолжает Юлия. – Их едят сырыми, жарят, парят, варят, их них делают пирожки, чипсы, суп. Считайте, та же картошка. Стоят они копейки. За доллар можно купить 12-15 бананов, сколько на ветке помещается.
- Дорогая жизнь в Эквадоре?
- Раньше я жила в Санкт-Петербурге. В среднем, жизнь в столице Эквадора обходится столько же, сколько в Питере. Разве что дорогой мобильный интернет - минимум 20 долларов выходит самый дешевый тариф. Медицина в Эквадоре на хорошем уровне, но специалистов не хватает. Платная консультация у врача стоит 40 долларов. На бесплатную консультация придётся долго ждать свою очередь.
Прогнозировать дальнейшую ситуацию в стране собеседники не берутся. «Мы надеемся, что президент всё урегулирует», - резюмирует Юлия.
«Телефон привязывают на верёвочку»
«Эквадору нужен Лукашенко», - написала белоруска Мария в телеграм-канале «Едем в Эквадор».
Мы связались с автором поста.
- Я живу в Эквадоре с 2019 года, - говорит Мария. – Здесь действительно не хватает порядка, давно надо было приструнить преступников, а не договариваться с ними. По слухам, в 90-е годы в Белоруссии быстро расправились с криминалом. Мой друг, который в то время работал в казино, вспоминал, что там каждую неделю бесследно исчезали криминальные авторитеты. Как-то пропали шесть лидеров группировок, остальные уехали в Москву. В Эквадоре у властей связаны руки, они не могут взять и убрать всех бандитов, потому что поднимется кипишь. Ряд европейский стран считают, что лидеров ОПГ нельзя даже называть террористами, потому что это является нарушением прав человека.
Мария живет в городе Куэнке. Там относительно безопасно, в отличие от больших городов и побережья.
- У нас нет такого разгула преступности, как в других городах. А к кражам и разбойничьим нападениям мы привыкли, не считаем это чем-то серьезным, - продолжает собеседница. - Например, тут мотоциклисты спокойно отнимают телефоны у прохожих, поэтому многие привязывают смартфон на верёвочку. Я не привязываю, но в пустынном месте стараюсь не прогуливаться.
Обстановку в городе Мария иллюстрирует фотографиями и видео. Скидывает пару снимков. Судя по карточкам, город живет спокойной жизнью. Удивили разве что полицейские в бронежилетах в автобусе.
- Сейчас полиции много на улицах, в транспорте. Если раньше они разрешали себя снимать и даже позировали на камеру, то сейчас требуют удалять такие кадры. За нарушения комендантского часа никаких штрафов вроде не вводили, но наказания могут последовать своеобразные. Недавно полицейские остановили во время комендантского часа двух мужчин на мотоцикле. Кстати, в Эквадоре запрещено ездить двум мужчинам на одном мотоцикле. Нарушителей заставили раздеться догола и ехать так домой. Местная общественность тут же возмутилась, мол, это нарушение прав человека.
Кстати, к населению здесь прислушиваются. Забастовки проходят регулярно. Условно, поднялись цены на бензин, люди тут же вышли на улицы. Государство договаривается с народом и все успокаиваются. Президентов в Эквадоре меняют, как перчатки. За 10 лет сменилось 9 президентов. Сейчас у нас молодой президент, ему 36 лет. Люди верят, что он разберется с криминалом.
Что касается лидеров преступных группировок, то обычные люди не интересуются их биографией. В курсе только жители побережья, где больше всего криминала. По слухам, в бандитские группировки стали привлекать детей из бедных семей.
- Много бедных в стране?
- В нашем городе особо не заметно разделение на бедных и богатых. Разве что у обеспеченных побольше участки и дома повыше. Зато здесь существует классовое расслоение. Такое ощущение, что на работу скорее возьмут белого человека.
- Вам хватает на жизнь?
- Мне хватает. Стоимость аренды жилья, сопоставима с минскими ценами. Знакомые снимают простую квартиру за 260 долларов. Апартаменты в шикарном доме можно арендовать за 500 долларов. В Минске я сдаю квартиру за 450.
Прожиточный минимум на двоих составляет 1500 долларов, с этими деньгами здесь чувствуешь себя прекрасно. Что касается стоимости продуктов, то курица стоит 2,70 долларов (240 рублей), три десятка яиц – 5 долларов (440 рублей), молоко – доллар (90 рублей), фрукты-овощи дешевые.
Русскоязычных здесь много, ВНЖ дают без проблем. Устроиться на работу можно внештатным сотрудником в школу или в университет. Нештатные педагоги получают 900 долларов (80 тысяч рублей), штатные больше 2000 (177 тысяч рублей). Минимальная пенсия в Эквадоре составляет 450 долларов (40 тысяч рублей). Моя мама – доцент в минском университете получает пенсию 200 долларов (18 тысяч рублей). Здесь у человека с таким же статусом будет пенсия 2000 долларов (177 тысяч рублей).
Насчет возможных проблем с поставками бананов из Эквадора в Россию, Мария успокаивает: «Поставки не остановлены. Звучали официальные заявления по этому поводу - самолёты с бананами летают. Посмотрим, что будет дальше».
«Государство заинтересовано в репрессиях»
Журналист и конфликтолог из Эквадора Франсиско Пальма Санчес описал свое видение ситуации.
- Некоторые коллеги-журналисты слишком усугубляют произошедшее. Даже родные люди пытаются напугать своё окружение, рассылая неправдивую информацию, - начал собеседник. – Основные события разворачивались в Гуаякиль, Эсмеральдас, Кито, Мачала, Санто-Доминго. Сейчас в стране царит неопределенность. У людей есть страх, поскольку нет реальных результатов от вмешательства государства и органов безопасности в происходящее.
Президент Нобоа ввёл чрезвычайное положение, а затем объявил, что идет внутренний вооруженный конфликт. На это время запрещены митинги. Глава государства приказал вооруженным силам провести военные операции по нейтрализации ОПГ.
На данный момент выявлены ОПГ, которые появлялись из-за бездействия полицейских. Правительству для начала следовало бы начать чистку в правоохранительных органах, где высок уровень коррупции.
По официальным данным, в 2023 году в Эквадоре было совершено 7 878 преступлений. Это самый высокий показатель в истории страны.
Помимо преступности, в стране сохраняется высокий уровень безработицы. Отсутствуют социальные пособия по безработице. Эквадорцам сложно найти работу. А взять кредиты для открытия собственного бизнеса дорого. Бедность в стране возросла. По состоянию на июнь 2023 года, 27 из 100 эквадорцев находятся за чертой бедности. Эти люди живут менее, чем на 3 доллара в день.
- У вас новый молодой президент, который обещал побороть преступность. Люди верят ему?
- Нобоа говорит все правильно. Но на данный момент я не вижу результата. Власть не вмешивается в деактивацию конфликта и не раскрывает бунты заранее. Такое впечатление, что государство коррумпировано и заинтересовано только в репрессиях.