Как рассматривались подобные дела в позднем СССР – наш разговор с судьей в отставке Владимиром РЯХОВСКИМ, который сам судил за такие преступления.
ИЗ ДОСЬЕ "МК":
Изначально уголовная ответственность за мужеложство появилась путем ее добавления в УК РСФСР 1 апреля 1934 года – в раздел «Половые преступления» под номером 154. Позже она трансформировалась в ст. 121 УК. Наказывалось это лишением свободы сроком на 5 лет, при отягчающих обстоятельствах (с применением насилия, в отношении несовершеннолетнего) – до 8 лет.
– Владимир Васильевич, много ли было в СССР уголовных дел по мужеложству?
– В какие-то периоды было много, в какие-то – единицы. Все зависело от того, кто руководил страной. Напомню, что уголовная ответственность была введена в 1934 году и действовала почти 60 лет (до 1993 года). Больше всего таких дел было при Сталине. В ту пору часто эта статья действительно очень сочеталась с другой – например, со шпионажем, контрреволюционным заговором или изменой Родине.
– Это было идеологически так задумано?
– Вероятно, да. Вроде как получалось, что гомосексуалисты – во всех смыслах люди неблагонадежные.
ЦИТАТА:
«Ликвидируя за последнее время объединения педерастов в Москве и Ленинграде, ОГПУ установило:
1. Существование салонов и притонов, где устраивались оргии.
2. Педерасты занимались вербовкой и развращением совершенно здоровой молодежи, красноармейцев, краснофлотцев и отдельных вузовцев. Закона, по которому можно было бы преследовать педерастов в уголовном порядке, у нас нет. Полагал бы необходимым издать соответствующий закон об уголовной ответственности за педерастию».
Из письма Ягоды Сталину.
– Как рассматривались дела по этой статье?
– Могу рассказать, как рассматривал их я в конце 80-х. В тот период таких дел было уже немного. Особенно запомнилось одно, потому что там фигурировал иностранец.
Но для начала представьте себе обстановку в зале заседания. Я – председательствующий и единственный мужчина (если не считать обвиняемого). Все остальные – народные заседатели, прокурор, секретарь и адвокат по назначению – женщины. Заседание было закрытым. Разбирали дело против москвича Сережи. Его партнер – англичанин Дэвид – к тому моменту уехал в Лондон. Сережа сидел на скамейке подсудимых, свесив голову. Ситуация для него, чего уж говорить, малоприятная.
Гособвинение показало кадры оперативной съемки, сделанные в астраханских банях, где они встречались. Стали расспрашивать Сережу. Он говорит: «Мы с ним встречались, я признаю это. Дэвид был актив, я пассив». Я его прервал на этом месте (вижу, что женщины краснеют): «Давайте без уточнений, кто какую роль исполнял». Но при этом мне надо же выяснить, что происходило, был ли состав преступления. И вот Сережа пытается иносказательно описать половой акт. Я подсказываю: «Путем введения полового члена?» Отвечает: «Да, именно». Молоденькая секретарь и пожилые народные завещательницы чуть под стол не лезли от стыда.
– А вещественные доказательства по делу были?
– Конечно, мы их тщательно исследовали. Письма, фотографии, одежда...
Помню, рассматриваем фотографии из материалов дела. Одна была с подписью от Дэвида: «Это моя спальня. Ее окна смотрят в сторону Москву. И я думаю – как там поживает мой Сережа». Изучали его майку, на ней надпись «Дэвид Сережа 4». Я спрашиваю: «Что означает цифра четыре?» Он отвечает: «Это наша тайная цифра любви». Про письма отдельный разговор. Не каждая женщина такие любимому мужчине может написать...
– Соблазнил советского гражданина Сережу, надо думать, иностранец Дэвид? Или все же наоборот?
– Речь о соблазне не шла. На самом деле все гомосексуалисты знали, где можно познакомиться с такими же, как они. Бани были в числе таких мест. Туда приходили иностранцы, когда приезжали в СССР, в Москву, в командировки. Встречались там и за деньги. Но в случае с Сережей и Дэвидом это было по обоюдному согласию.
– Какое впечатление на вас произвел подсудимый?
– Было мне его искренне жаль.
– И все-таки его признали виновным? Наказали?
– Ну а что делать было? Факт мужеложства был установлен. А в ту пору это было преступное деяние. Но не стали его сильно наказывать. Дали ему полгода исправительных работ по месту его основной работы с удержанием, если не ошибаюсь, 20%.
– Как думаете, вернемся мы к такому?
– Уже вернулись. Ведь ЛГБТ признано в РФ экстремистским движением, запрещено, и все, что с этим движением так или иначе связано, можно подать как участие в этой организации. И санкции будут ничуть не меньше, чем в СССР.