Интересно, что согласно букве закона, четкого и конкретного запрета на уроки в каникулы в федеральном законодательстве нет. В одном месте прописано, что полный запрет на задания в каникулы может быть, если прописан в уставе школы. Чего, разумеется, никто не делает, пчелы не идут против меда.
В другом месте закона «Об образовании» есть ремарка о том, что каникулы это «плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей».
Есть еще международная Конвенция о правах ребенка, в которой прописано право на отдых. Да и учителя тоже подозревают, что многочисленные задания на каникулы носят полулегитимный характер. Поэтому спрашивать их спрашивают, но двоек за невыполнение не ставят. Зато пятерками поощряют «каникулярные страдания».
- Нам на эти каникулы задали прочесть «Тараса Бульбу» и Салтыкова-Щедрина, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», — рассказывает Анастасия из Балашихи, мама ученицы 7 класса. — И мы взбунтовались! Решили, что прочтем о писателях, о самих произведениях и о сюжете. Насколько я знаю, сейчас так многие поступают и с летним списком. Максимум читают краткий пересказ.
Что касается точных наук, а еще химии и физики, заданных на каникулы, — хорошо, если есть папа-инженер и бабушка-академик. А если нет, на помощь приходят гаджеты. То есть старое доброе списывание, которые вышло на продвинутый уровень для того, чтобы семьи все-таки встретили Новый год.
В Сети довольно легко обнаружить любой пример из заданных и скатать не глядя. Больше того, есть приложения, куда можно сфотографировать формулу и тут же получить решение, причем по шагам.
А что касается бесчисленных параграфов по биологии, истории, обществознанию и географии, заданий по иностранному языку, то тут, как и в проектной деятельности или докладах, на помощь спешит искусственный интеллект. Хоть в соцсети, хоть такой, который «живет» в колонке. За фактчекинг информации нельзя поручиться, зато любой запрос выполняется в течение нескольких секунд.
Вряд ли школьников и их семьи можно винить за то, что они «сачкуют». Всем в Новый год хочется отдыхать: гулять, ездить в гости и разные поездки, ходить в лес или на каток. А не корпеть за совсем не праздничным столом, выполняя учительские задания.
«Я против того, чтобы нагружать детей в свободное время, — говорит нейропсихолог Светлана Алексеева. — И, тем более, в Новогодье. Это у нас самое темное и холодное, депрессивное время года. В школах уже до трети учеников испытывают невроз. И нервное, и обычное переутомление у детей эффективнее всего лечит «зона радости». А зимой как никогда важна полноценная смена цикла учеба-отдых.
Но универсальные советы давать сложно, каждый ребенок индивидуален. Если родитель знает, что за 10 дней ребенок «все забудет» и потом с огромным трудом вольется в учебу, значит, занятия нужны. В той мере, чтобы не перегружать и не лишать его отдыха. Читать выборочно и то, что интересно. Заменять чтение спектаклем на этот сюжет, а проект по биологии — походом в палеонтологический музей.
Если, как говорится, «ни в какую» ребенок не хочет слышать про уроки в праздники, давить не нужно. Мозг должен иногда разгружаться, это биологическая потребность. Особенно если школьник находится в возрасте перестройки функциональных блоков, около 12 и 16-18 лет. С младшими можно лепить, рукодельничать, играть на музыкальных инструментах, резаться в «настолки» — это отдых, который способствует улучшению внимания и памяти.
С подростками в каникулах можно попробовать несложную йогу, «биомеханику» по Мейерхольду, гимнастику цигун или ушу. Эти телесные практики улучшают работу и сообщение полушарий головного мозга.