Учителя высказались о новых образовательных стандартах: «Теперь вижу, сколько у них плюсов»

Обновление коснулось всех школьных аспектов – от учебников до критериев оценки

В этом году российские школы учатся уже по новым общеобразовательным стандартам (ФГОС). Они введены с учетом тех ориентиров, которые стоят перед подрастающим поколением в современной России. Эти ориентиры – единство, духовность, патриотизм, уважение к культурному наследию родной страны и, конечно, одинаково высокое качество образования для всех детей, вне зависимости от школы и от региона проживания. Оценить новые ФГОС мы попросили практикующих учителей.

Обновление коснулось всех школьных аспектов – от учебников до критериев оценки

Обновление, которого давно ждали

Возможно, не все родители понимают, что же такое ФГОС. Поясняем: это федеральный государственный образовательный стандарт. Иными словами, определенные единые правила для школ и учителей, предписывающие, как учить детей, какими методами, по каким программам и каких результатов нужно добиваться. В этом году, когда система школьного образования в России претерпевает серьезные изменения, эффективность новых образовательных стандартов особенно заметна. Неслучайно единую систему образования и в среде родителей, педагогов и экспертов назвали «золотым стандартом».

Как ранее отмечал декан факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова Виктор Басюк, стандарты, вступившие в силу в прошлом учебном году, – это усовершенствованные прежние ФГОС (принятые в 2009–2012 годах и введенные поэтапно). В наше время тем, прежним, стандартам потребовался «апгрейд», ведь они были достаточно «рамочные» – поэтому и было принято решение внести в них изменения.

В новой версии образовательных стандартов многие аспекты, которые раньше были размыты, получили четкость и расписаны подробно. Например, определен минимум знаний и умений, который должен освоить ученик. По каждому учебному предмету – четкие требования к образовательным результатам. Причем акцент стоит на том, как ребенок может применять полученные знания на практике. Для всех школ России установлены одинаковые, максимально четкие и понятные требования. Рабочие программы разработаны на федеральном уровне.

Учебники предполагаются тоже единые, составленные авторитетными в сфере образования экспертами и одобренные государством. На днях министр просвещения Сергей Кравцов, выступая на Всероссийском совещании для руководителей региональных органов управления образования и ректоров вузов-подведов Минпросвещения, по этому поводу уточнил: «Мы ставим задачу, чтобы в течение двух-трех лет были разработаны единые государственные учебники по всем школьным предметам».

От скепсиса – к пониманию

– Скажу честно: поначалу у меня был скепсис к новым ФГОСам, – признается учитель математики Нина Николаевна. – Мне казалось, что на практике они ничего в образовании не поменяют. Однако теперь я вижу, сколько у них плюсов. И самым главным могу назвать, пожалуй, то, что создано единое образовательное пространство. Требования к обучающимся более конкретизированы. Вообще же положительные изменения, которые претерпели образовательные стандарты, можно перечислять долго. Это и углубленное изучение пяти предметов (химии, математики, физики, биологи, информатики), и факультативность (необязательность) второго иностранного языка, и изучение основ финансовой грамотности не в качестве отдельного предмета, а в рамках математики, обществознания, географии. Еще один плюс – в том, что теперь во всех классах должны быть комплекты наглядных пособий, учебных макетов, карт и специального оборудования. Раньше это предполагалось только для некоторых предметов. Мои коллеги-предметники очень довольны такому нововведению.

Коллега Нины Николаевны, учитель истории из Сибири Дмитрий, отмечает в новых образовательных стандартах важность обязательной духовно-нравственной составляющей.

– Историческое просвещение детей еще с начальной школы, на «внеурочке» – вот для меня самый главный плюс новых ФГОС, – считает педагог. – Еще одно новшество: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» теперь отдельный предмет. Раньше, напомню, это была просто предметная область, отдельные модули которой учителя могли включать в разные предметы или курсы учебного плана на свое усмотрение. Меняется мировоззрение ребят среднего и старшего звена: они стали больше интересоваться историей нашей страны, больше анализировать процессы, происходящие в России. Каждую неделю проходят «Разговоры о важном», поднимаем флаг, вместе наизусть поем гимн. Это все единая модель нашего сознания – патриотическая, ориентированная на духовные ценности и память поколений.

Полезно даже малышам

– Мне нравится, что по-новому, единому стандарту на «внеурочке» стало уделяться больше внимания проектам и исследовательским работам, – рассказывает, в свою очередь, молодой учитель-предметник Мария Белова. – Так детям учиться интереснее, этого в нашей школе очень не хватало. Проектная деятельность учит ребенка самостоятельности, учит добывать информацию и анализировать ее, делать выводы, находить для себя новые решения. Ведь жизнь меняется и нужно идти в ногу со временем. 

Ее поддерживает и учитель начальных классов Елена Семёнова:

– Вы думаете, для малышей проектная деятельность не актуальна? А вот и нет. Я как учитель с 20-летним стажем понимаю, что это серьезный элемент подхода, рассчитанного на системную деятельность. Младшеклассник учится планированию и прогнозированию результата. Во время работы над проектом он превращается в маленького исследователя, маленького аналитика. И, надо сказать, детям этот процесс очень интересен. Главное – применить более игровой подход к работе над проектом – с учетом возраста.

Многие учителя, с которыми мы побеседовали, отмечают важность еще одного аспекта новых стандартов: для педагогов и учеников создано единое электронное образовательное пространство, которое доступно всем школам, и через эту информационную среду ученики имеют возможность получать контролируемый доступ к образовательным ресурсам с выходом в Интернет. Дети могут взаимодействовать дистанционно как в школе, так и дома, во внеурочное время. Это позволяет им быстро находить нужную информацию, а учителям – оперативнее и эффективнее контролировать, насколько учениками усвоен материал – например, с помощью тренировочных тестов.

Фото: Министерство просвещения Российской Федерации

Сюжет:

Про школу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру