Потребность была давно
Почему возникла необходимость в «Разговорах о важном»? Ответ на этот вопрос есть и у родителей, и у специалистов. Как рассказала кандидат педагогических наук, начальник управления научно-организационной деятельности Института стратегии развития образования Ирина Ёлкина на открытом родительском собрании, необходимость создания программы по воспитанию возникла очень давно, и «Разговоры о важном» – это ее естественная часть, реализуемая во внеурочной деятельности.
Эксперты отмечают, что не обо всем можно поговорить на классном часе, где, как правило, разбираются организационные моменты и вопросы дисциплины. А ведь у детей столько вопросов и потребностей, связанных с духовным, личным аспектами! И тут очень важно получить правильный ориентир от взрослого. Согласно проведенному опросу россиян мы получили интересные данные о том, какие темы школьникам интересно обсуждать на внеурочном занятии «Разговоры о важном». Так, к примеру, основной интерес вызывают вопросы патриотизма (33% от всех опрошенных россиян) и духовно-нравственного воспитания ( 22% от всех опрошенных, а также семейные ценности и традиции ( 33% опрошенных россиян).
«Ставились задачи, как детям в доступной форме рассказать об основных направлениях – экологическое, духовно-нравственное, историческое, каким образом воспитывать подрастающее поколение, – добавила, в свою очередь, замдиректора департамента государственной политики управления в сфере общего образования Минпросвещения Анна Тимофеева. – Мы же говорим не об учебном материале. Мы говорим о человеке – о его поступке: что сформировало его характер, почему мотивировало к тому или иному поступку. Это материалы, дополняющие те темы, которые рассматриваются в рамках урока истории, то есть еще больше расширяют кругозор детей и позволяют заглянуть за рамки урока».
Как достучаться до ученика
Учителям нет необходимости самим придумывать темы для таких уроков и искать рабочий материал: их им обеспечивают на федеральном уровне, предоставив уже готовые решения. Однако есть вариативность в выборе как формы подачи, так и способов работы с детьми. Какие же навыки помогают получить обратную связь?
– На «Разговорах о важном» я стараюсь раскрывать детям тему через примеры. И в этом очень помогает тот видеоматериал, который есть на федеральном сайте, – поделилась с «МК» классный руководитель из Московской области Мария Сергеевна. – Поскольку мои ребята любят истории из жизни знаменитостей, стараюсь показывать видео с теми личностями, которые могут быть им интересны и выступить для них в роли авторитета. Например, на уроке, посвященном Дню матери и взаимоотношениям в семье, я включала рекомендованное к показу видеоинтервью с семьей певца Сергея Жукова. Он, его жена и дети-подростки рассказывали о своих семейных традициях. Так, раз в неделю они зажигали свечку и устраивали посиделки за сладким столом, во время которых дети и родители откровенно рассказывали друг другу о собственных ошибках, совершенных за минувшую неделю. Во время такого разговора никто не имеет права упрекать друг друга – нужно выслушать, понять и простить. Артист верно сказал: каждый член семьи – это маленькая частичка любви. Я точно знаю, что это видео запало моим ребятам в душу.
– По моим наблюдениям, на занятиях «Разговоры о важном» дочкой хорошо воспринимаются рабочие листы, где можно проявить креатив и высказать свое мнение, – делится мама Полины из Ростова-на-Дону Светлана. – Так, на уроке, посвященном будущему России, учитель предложила детям составить из букв слова, характеризующие свою страну, а также выполнить другие увлекательные задания, посвященные родине. А еще она раздала вырезанные из бумаги облачка в цветах российского флага и предложила каждому вписать свою мечту – какой он видит Россию в будущем. Дочка предложила: «Красивой и процветающей», а ее одноклассник не растерялся и написал: «С летающими машинами и с бластерами».
– Речевые облака – замечательная идея, – подтверждает детский психолог Елена Васильева. – Знаю, что их сейчас часто используют учителя. – Само по себе облако – образ, вызывающий положительные эмоции, успокаивающий настраивающий на теплый, откровенный разговор. Облако в цветах триколора – вообще прекрасно. Таким образом, ребенок уже на подсознательном уровне воспринимает свою страну как что-то близкое, родное. Рекомендую учителям использовать речевые облака почаще.
А учитель истории Алексей из Сибири обращает внимание на роль дружественной дискуссии: «Как-то на уроке мы с ребятами поспорили: «что важнее – семья или товарищи». Я предложил им разделиться на две команды и каждой привести оппоненту аргументы в пользу его точки зрения. А потом раскрыл тему на примерах из жизни исторических персонажей. Тут как раз помогли и собственные знания, и те материалы, которые я скачал на федеральном сайте. А вообще, если учитель искренне хочет достучаться до детей, если он не равнодушен – он достучится.
Фото: Министерство просвещения Российской Федерации