Задачу по предотвращению подобных явлений в школе поставил перед коллегами в профильных комитетах спикер ГД Вячеслав Володин. А первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова сообщила, что законопроект о профилактике травли в учебных заведениях уже есть. И парламентарии внесут его на рассмотрение в Госдуму в ближайшее время.
На том же пленарном заседании депутат Валерий Гартунг предложил внести понятие «травля» в российское законодательство. Он предположил, что «на один тяжелейший случай проявления травли в школе с тяжелыми последствиями наверняка приходится около сотни других более мелких случаев». Поэтому необходимо отыскать «законодательные решения» с тем, чтобы «гасить явление травли в зародыше».
Также на «пленарке» прозвучало, что психологи в школах должны работать лучше. «Их работа не должна носить бутафорский характер», — полагает депутат Бийсултан Хамзаев. И еще «необходимо раз в квартал проводить большие родительские собрания для обсуждения болевых тем, в том числе связанных с травлей в школе», — добавил он.
«Постараемся быстрее внести наш законопроект о профилактике травли в учебных заведениях», — пообещала Яна Лантратова.
Упомянутый законопроект появился в 2022 году, после трагедии в Ижевске, где бывший выпускник напал на свою школу, убил 18 человек (из них 11 детей). В том же году произошло нападение на детский сад в Ульяновской области, где жертвами стрелка стали двое детей и один взрослый. Ранее, в 2021 году, страну потрясла трагедия в Пермском государственном университете, где первокурсник напал на других студентов и преподавателей с помповым ружьем и убил 6 человек.
- Я считаю, что дополнительно ничего внедрять не нужно, — считает завуч московской школы Лидия Леонидова. – Главное лицо в вопросах предотвращения травли и конфликтов в классах — это социальный психолог. А за ним – классный руководитель. В школах, где оба этих специалиста работают нормально, издевательств не будет. Я тоже классный руководитель, и могу с уверенностью сказать, что если кого-то обижают или дразнят в классе, это решается в связке родители-дети-учитель, и никак иначе. Но бывает, что учитель молодой, или родители уперлись, неадекватно реагируют, или дети играют в молчанку… Вот тогда социальный педагог очень помогает, он всех координирует и задействует школьного психолога. И ПДН, в крайнем случае. Также хочу напомнить, что в номенклатуре каждой школы теперь есть замдиректора по воспитательной работе и специалист по воспитательной работе. Они тоже вполне могут включиться в профилактику травли.
А между тем соцопрос по буллингу, проведенный в 2021 году в России, показал, что более 30% нынешних взрослых в школе сталкивались с травлей. Треть опрошенных сами были объектами издевательств, еще треть – свидетелями.
- Буллинг — неотъемлемая часть детских коллективов в условиях их «среды обитания», — считает системный психолог Илья Сенцов. — В научной или спортивной школе, где дети меряются реальными достижениями, а не абстрактной «крутизной», в частной гимназии с классами на 8-9 человек ситуация будет другой. Хотя и там никто не застрахован. Но в обычном классе на 30 человек со смешанной социальной средой буллинг детям почти гарантирован.
Мальчики невротического типа в предпубертате стремятся топить слабых, чтобы выделиться на их фоне. В старших классах лидерами по организации травли чаще становятся девочки, такие «королевы-матки», окруженные «группой единомышленников». Зачинщица часто социально неблагополучна или обладает низкой самооценкой, которую стремится подкрепить популярностью. Но бывает, что ребенок проецирует установки властного родителя, отца или матери, выдвигающего жесткие требования к ребенку.
Конфликт может быть и личного характера. Тогда жертвой преследования становится любой. Остальная часть класса делится на «избранных», друзей лидера и исполнителей травли. Тут работает стадное чувство, особенно развитое у подростков, для которых принадлежность к группе, к «своим» критически важна. И попытки тоже стать «избранным», продвинуться в иерархии класса. И страх самому стать жертвой и наконец, равнодушие к объекту преследований.
Хочу подчеркнуть, что, если подобная иерархия и ядро зачинщиков уже сформировались в классе, жертве выйти из схемы без помощи взрослых почти невозможно. В лучшем случае, ребенок будет терпеть издевательства до окончания школы. В худшем – это разрушающий стресс, который травмирует психику.
А между тем, меры и направления для искоренения буллинга давно разработаны. Среди них: программы социально-эмоционального обучения, которые помогают детям развивать навыки эмпатии, сотрудничества и решения конфликтов; обучение учителей и администрации школы о том, как распознавать и предотвращать буллинг; создание политики нулевой терпимости к буллингу в школе, которая включает в себя жесткие меры по наказанию нарушителей; регулярный мониторинг состояния психологического климата в школе и принятие мер по улучшению ситуации.