«Мы задавали вопрос: кто должен нести ответственность за сбережение детей от недостоверной информации? 70% посчитали, что это родители и семья, 36% – учителя и школа, а еще 24% – федеральная власть в целом. Нас радует, что родители начали брать ответственность на себя, что является общесоциологическим трендом последних 3–5 лет. На вопрос: «Каким источникам новостей об образовании доверяют респонденты?» – мы тоже получили хорошие цифры. Основным авторитетным источником являются учителя и администрация школы. Согласно полученным результатам, абсолютное большинство россиян в той или иной степени интересуются новостями о российском школьном образовании (86%)», – рассказал директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин.
«Для того, чтобы (когда 86% доверяющих им, как главным источникам информации, родителей спросят: «Как быть?») они имели конкретный чек-лист, что можно порекомендовать. Ребенку важно узнать от значимых для него людей, а это учителя и родители, что такое «хорошо» и что такое «плохо», – прокомментировал директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Максим Костенко.
Он добавил, что просветительская работа с родителями ведется активно. Есть единая программа воспитания, и львиная ее доля посвящена тому, как сориентировать классных руководителей и кураторов на взаимодействие с родителями. Должно быть единое понимание воспитательных целей и задач, введение через позитивную занятость детей.
«Историческое воспитание, духовно-нравственное – то, что нас объединяет. Все ценности прописаны в указе президента № 809. Соответствует урок этому – идем дальше, нет – пересматриваем», – говорит Костенко.
Информационная безопасность детей является важным компонентом их общего благополучия, неотъемлемой частью их защиты в цифровую эпоху. Особую актуальность вопросы цифровой гигиены и защиты от дезинформации приобретают в последние годы.
Заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ Ольга Крушельницкая считает, что именно родители и учителя играют ключевую роль в удовлетворении потребностей ребенка.
«Между ними необходимо установить доверие. Это позитивный интерес к ребенку, теплота, уважение к нему как к личности. Нужно искренне интересоваться тем, что смотрит малыш», – посоветовала она.
«Научиться ориентироваться в сети Интернет могут даже не все взрослые. Надо быть внимательным к тому, что смотрят дети», – добавил психолог Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования России ФГБОУ ВО МГППУ Ростислав Прокопишин.
Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что главное для родителя – интересоваться тем, что интересно ребенку. Если малыш любит какого-то блогера, то не отвергать это, а наоборот – посмотреть видео вместе. Не достаточно просто запретить смотреть тот или иной контент. Важно обсудить его, объяснить, что в нем хорошего или плохого. И, конечно же, если ребенок приходит с вопросом – отвечать на него развернуто.
Фото: Министерство просвещения Российской Федерации