С учениками брянской гимназии, где произошла трагедия, работают психологи из Москвы и местные специалисты. Консультации проходят в здании Центра одаренных детей.
Заместитель директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России Лидия Тимофеева рассказала, как проходит общение.
- Эта трагедия со своей спецификой и особенностями. Очень много поступает запросов на индивидуальное консультирование. К нам приходят дети вместе с родителями. Взрослые задают много вопросов: как правильно взаимодействовать с детьми, как относиться к реакциям ребёнка? После подобных ситуаций у любого человека повышается тревожность. И ничто не стабилизирует ребёнка лучше, чем стабильный взрослый. Поэтому взрослый должен в первую очередь привести в норму своё состояние.
- Психологическая помощь требуется в основном ученикам, которые стали свидетелями событий?
- Ситуация затронула весь город. В современном мире дети сидят в интернете, переписываются, обмениваются информацией. Поэтому нельзя сказать, что история зацепила только тех, кто стал непосредственным участником событий. Иногда как раз те, кто не находился в эпицентре событий, надумывают себе гораздо более страшные картинки. Так что помощь может понадобиться любому.
- Я слышала, что некоторые дети, которые находились в эпицентре, не помнят, что произошло. Такое возможно?
- На фоне стресса какие-то элементы событий могут стираться из памяти или отложиться не чётко. Может нарушиться последовательность воспоминаний, меняться или искажаться ощущение времени - это нормальное свойство памяти, когда человек переживает страх, связанный с угрозой жизни. Поэтому вполне вероятно, что какие-то элементы происходящего могут забываться.
- Что ещё происходит с детьми после пережитого?
- У кого-то нарушается сон, заметны перепады настроения, начинаются проблемы с питанием – ребёнок не хочет есть или, наоборот, много ест. Если подобное сохраняется больше месяца, стоит насторожиться, в этом случае мы рекомендуем проконсультироваться со специалистами.
- Семья Алины, которая устроила стрельбу в школе, обращалась к вам?
- Наши специалисты готовы работать со всеми. Если семья захочет, мы им поможем.
Решение обратиться за помощью должно исходить от самих людей, невозможно навязать оказание психологической помощи.
- Семья застреленной Марины (имя изменено) приходит сюда?
- Психологическое сопровождение для этой семьи организовано.
- Кабинет, где произошла стрельба, планируют переделывать, может, перекрасят стены?
- Мы рекомендовали руководству школы рассмотреть вариант с трансформацией этого пространства. Хорошо бы сделать так, чтобы это место перестало быть учебным классом.
- Многие родители собираются переводить ребенка в другую школу?
- Я об этом не знаю. Но рекомендовала бы родителям не торопиться с таким решением. Не очень правильно переводить ребёнка в стрессовой ситуации в незнакомый коллектив, где ему придется выстраивать новые отношения. Это дополнительный стресс для школьника.
- На похороны погибшей Марины пришли одноклассники. Правильно водить детей на траурные мероприятия после пережитого стресса?
- Похороны – один из способов смириться и справиться с утратой. Мы всегда говорим: берите детей на похороны. В противном случае получается, что мы исключаем ребёнка из общего процесса горя. Важно, чтобы дети не чувствовали себя отстранёнными от этого процесса. Плюс эти ритуалы помогают учиться перенимать культуру того общества, в котором мы живем, это важно.
- Писали, что Алина проходила школьные тесты, по результатам которых психолог не выявил отклонений. Эти тесты вообще могут что-то показать?
- Школьный специалист сейчас тоже работает с нами в команде. Что касается тестов: к сожалению, в нашей науке не существует однозначных рецептов, которые могли бы прогнозировать подобные ситуации.