Первым на ситуацию в детском доме обратил внимание правозащитник из Санкт-Петербурга Никита Сорокин. К нему поступили жалобы от воспитанников интерната. Дети жаловались на побои и унижения от старших ребят, рассказывали, что воспитатели на их слова не реагируют, а младшим потом достается еще больше за «предательство». Чтобы разобраться в ситуации, юрист выехал в Кировскую область. По его утверждению, факты подтвердились.
- Я поговорил с детьми и понял, что в интернате дисциплину поддерживают с помощью дедовщины. Это очень удобно. Администрация ни во что не вмешивается, а детей бьют и наказывают «старшаки». Я уверен, что такая система в детском доме была специально создана. В коллективе есть явный лидер с агрессивными наклонностями. Он используется работниками школы в качестве карателя. За это имеет поблажки от администрации. Как показывает практика, такие дети и сами являлись ранее жертвами террора и насилия со стороны персонала или более старших детей.
В отличие от официальных проверяющих инстанций, которые обязаны предупредить о своем визите заранее, правозащитники нагрянули в детский дом неожиданно. Этот решающий момент и позволил выявить весьма скудное житие-бытие, чем-то напоминающее заведение Старсобеса из романа Ильфа и Петрова «12 стульев».
- Дети пьют из металлических кружек с отбитой эмалью. Едят – из солдатских железных мисок. Я не уверен, но думаю, что в армии сейчас уже нет такой посуды. А тем более металлическая посуда со сколами вредна для здоровья, - продолжает рассказ юрист. – Детский дом больше напоминает тюрьму.
На кухне детского дома чистящие средства явно экономят. Посуда – плохо вымыта, с запахом, со следами жира и остаткам прошлой еды. Когда в тарелки кладут новое блюдо, то оно начинает плохо пахнуть.
Что касается гигиены, она тоже на самом низком уровне.
- Моются воспитанники всего один раз в неделю, что приводит к распространению вшей у детей. Эпидемия паразитов возникает почти каждый месяц. Дети пытаются мыться чаще - в ногомойнике. Но это очень неудобно.
Кроме этого, унитазы, по словам юриста, часто ломаются. Мальчики ходят в женский туалет или наоборот.
Детские спальни оборудованы древней мебелью. Спят воспитанники на койках с железной решеткой. На них положено два тонких матраса.
Полы, по свидетельству правозащитников, моют сами дети. Происходит это три раза в день. Швабр не дают. Уборка делается по старинке, в наклонку. Садиться на корточки тоже не позволяют.
Проверка проходила в холодное время года. Из окон дуло, как из сифона.
- Когда детей изымают из семей, то должны помещать их в лучшие условия. В каких же условиях живут дети сироты и дети, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах в Сосновке?! – задается вопросом юрист.
На каждого воспитанника сиротского учреждения из бюджета выделяется приличная сумма. У каждого региона свой норматив, но по средним подсчетам сумма колеблется от 50 до 100 тысяч в месяц на одного ребенка. Кроме этого, детям поступают родительские алименты. Надо также учитывать спонсорскую помощь, которая бывает весьма щедрой, а также государственное финансирование на содержание здания и помещений. На эти деньги можно было бы поселить детей в пятизвездочный отель...
Обсуждать эту тему в детском доме отказались.
- Хорошо, что дети знают, куда обращаться с жалобами. Я недавно работал в детском домом в поселке Большие Уки Омской области. Там появилось видео с избиением воспитанницы. Только после этого ситуацией заинтересовались чиновники и омбудсмены. Выяснилось, что агрессивная староста годами третировала детей и держала травматический пистолет в прикроватной тумбочке, - рассказал Никита Сорокин.
В настоящее время в Сосновском детском доме идет проверка министерства образования Кировской области. Как уверяет правозащитник, к приезду чиновников в детском доме хорошо подготовились. В очередной раз вылизали помещение и достали из закромов стеклянную посуду. Кроме этого, «старшаки» подготовили и детей: запретили им жаловаться на них и администрацию.