Фонд работает в режиме «одного окна». За каждым ветераном и семьей погибших героев закреплен социальный координатор. Он консультирует, проверяет наличие документов, при необходимости помогает правильно заполнять. Именно социальный координатор держит на контроле все обращения с момента подачи до полного выполнения. Сегодня в филиалах фонда работают 2330 социальных координаторов.
Рассказать о своей работе мы попросили социального координатора новосибирского филиала фонда «Защитники Отечества» Светлану Гузенкову.
– Вы приезжайте и сами все увидите, – предложила она.
Конечно, мы тут же воспользовались этим приглашением. И уже на следующий день приехали в администрацию Октябрьского района Новосибирска, где находится кабинет социального координатора.
У меня зазвонил телефон
Официально рабочий день социального координатора начинается в 9 утра, однако сотрудники фонда «на боевом посту» практически круглосуточно. Их телефон начинает звонить уже с 7! Так было и на этот раз: ранним утром Светлана отправилась на завод имени Чкалова, где трудится ветеран СВО.
– Замечательный парень! Был мобилизован, отправился на СВО, получил серьезное ранение. Вернулся домой, сделали протезы, и пошел на завод. Очень целеустремленный, серьезный. Семья у него хорошая, двое детей – школьник и детсадовец. Недавно его приглашали к мэру на личный прием и спросили, нужно ли ему что-то. Оказалось, компьютер и принтер для школьника. Часто отлучаться с работы не может, поэтому я сама к нему поехала, взяла копии документов, чтобы все подготовить как можно быстрее.
– И часто приходится вам так ездить?
– Когда как. Сегодня, например, мы с вами поедем…
Закончить ответ на этот вопрос у Светланы получилось только через 20 минут. А все потому, что телефон в ее кабинете звонил не умолкая.
– Фонд «Защитники Отечества», слушаю вас…
– Какие документы у вас есть? Справка из госпиталя? Ранение какой степени тяжести? Проживаете в городе? Матпомощь… подождите, я сейчас объясню, а вы подумаете, деньги совсем не лишние. Вы сами сможете к нам подъехать? Отлично, записывайте адрес и время работы.
– Здравствуйте, давно вы не звонили. Как здоровье, как ноги? Скоро в госпиталь вас положим, подлечитесь. Про чеки помните? Жду вас на той неделе, будем матпомощь оформлять.
– Здравствуйте! Да, конечно, узнала. Вы у меня сегодня записаны на 11. Приболели? Конечно, лечитесь! И детям здоровья. Не волнуйтесь, ваш реабилитационный сертификат будет ждать. Все уже готово. Хорошо, запишу вас на пятницу. Выздоравливайте!
Между звонками появилась пауза.
– Так, – Светлана волевым движением собирает со стола приготовленные заранее бумаги, – пойдемте со мной на второй этаж. Иначе никогда не отнесем утренние документы, а все надо оформить быстро, раз пообещали.
Поднимаемся в отдел социальной поддержки населения Октябрьского района Новосибирска к заместителю начальника Юлии Александровне. Сдаем бумаги – они в полном порядке – и заодно забираем реабилитационный сертификат, который нужно отвезти ветерану на дом.
Дорожная беседа
На часах уже 11.15.
– Что же мы сидим?! Надо собираться, в 12 встреча! В нашей работе нельзя опаздывать. Все должно быть четко и в срок.
Быстро одеваемся, сдаем ключи от кабинета и садимся в машину. По дороге есть время поговорить.
– Светлана, вы работаете в филиале с самого первого дня?
– Я пришла сюда 4 июля. Друзья мужа сказали: Света, это твое! Отправили резюме, и в итоге меня одобрили на эту должность. Сначала работала в главном офисе, но достаточно быстро стала социальным координатором по Октябрьскому району. У нас в фонде отличная команда! Это тот редкий случай, когда каждый на своем месте и делает свою работу на совесть.
– Тяжело находить общий язык с теми, кто к вам обращается?
– Я вдова ветерана боевых действий, боевое братство, друзья-военные – это моя среда. Кроме того, я понимаю, что к каждому человеку нужен свой подход. Кто-то воспринимает обращение исключительно по имени-отчеству, кто-то раскрепощается (особенно молодые ребята), когда беседуешь с ними как с друзьями сына. А есть и те ветераны, кто сам говорит: «Павловна, давай по-простому, а?!»
Плюс когда я пришла работать в фонд, прошла обучение на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Курс был посвящен в основном психологии, это тоже помогает в работе.
– Вам поступает столько звонков! Как удается все помнить?
– Во-первых, я все записываю. Каждое обращение – это живой человек со своими проблемами. Конечно, я делаю пометки, фиксирую время приемов. Но, если вы назовете мне фамилию любого ветерана спецоперации Октябрьского района, я вам расскажу его историю, что уже было сделано, над чем работаем сейчас.
– Люди постоянно вам звонят. И это в наш век интернета, когда ответы практически на все вопросы можно найти на просторах сети.
– Пусть лучше звонят нам! Кто-то где-то что-то услышал, прочитал и воспринял информацию по-своему. Вот, допустим, семье погибшего бойца в Казани дали помощь. Выясняется, что это региональная выплата. Причем для определенных групп, допустим, только для многодетных семей. Поэтому нужно разъяснять каждому подробно, какие полагаются у нас, в Новосибирской области, меры поддержки.
Первая встреча
Сегодня у социального координатора первая встреча с героем. Владиславу 25 лет, был мобилизован, получил ранение, перенес несколько серьезных операций и теперь вернулся домой. Парень с инвалидностью, и координатор должна оценить, насколько он мобилен, какая помощь может ему понадобиться.
Ветеран получил региональную выплату. А вот с пенсией и федеральными начислениями возникла сложность из-за неверно оформленных документов. Светлана тут же берет этот вопрос в работу. Записывает все детали, уточняет подробности и составляет план действий: созвон с военкоматом, работа с юристом. Заодно рассказывает Владиславу о том, какие меры поддержки и выплаты ему полагаются. Сперва боец отказывается принимать помощь. Но постепенно, в ходе беседы, соглашается, что поддержка действительно не будет лишней: и оформление материальной помощи, и возможность получить земельный участок, и переобучение с последующим трудоустройством. Теперь Светлана ждет его в отделении фонда для оформления всех полагающихся социальных льгот.
Кажется, что мы только приехали, а прошел уже целый час! Нужно ехать дальше, чтобы отвезти реабилитационный сертификат ветерану на дом.
Здесь нас уже ждут. Калитка открыта, мы заходим в уютный и теплый дом, где встречает радушный хозяин. У Игоря Голуба ампутирована часть правой ноги, сейчас он проходит медицинскую реабилитацию.
– Вот только недавно вернулся. Ездил на примерку протеза. Осталось совсем немного подождать, и смогу ходить без костылей.
Светлана вручает ему сертификат, еще раз напоминая, какие преимущества он дает. Здесь и спорт, и санаторно-курортное лечение, и обучение, и культурные мероприятия, и такое важное для большинства вернувшихся из зоны СВО зубопротезирование.
– Сейчас с ногами закончу и займусь зубами, а там можно будет и в театры ходить, – улыбается ветеран.
Работа фонда – нужное дело!
Мы едем обратно и все больше поражаемся тому, как эта хрупкая очаровательная женщина выдерживает эмоциональные и психологические нагрузки, с которыми справится не каждый мужчина. Где берет силы, чтобы окружить заботой каждого ветерана, каждого члена семьи погибших героев.
– Сколько в среднем человек приходят к вам каждый день?
– По-разному. Бывает, что один-два, а бывает, и по семь посетителей. Но больше, конечно, звонят. Вы сами видели.
– Скажите, пожалуйста, как вы успеваете все за такой короткий рабочий день? Важно ведь не только поговорить, принять заявку, но и ее выполнить.
– Я же работаю не одна, со мной целая команда – юристы, психологи. Плюс многое я уже знаю, поэтому часть задач решается быстрее.
Мы возвращаемся в администрацию. На часах уже 14.30.
– Светлана Павловна, к вам посетитель, – сообщает служба охраны.
У кабинета сидит человек, он был записан на прием к другому специалисту, но идти один не захотел. Ждал возвращения своего социального координатора. Светлана тут же звонит, корректирует время приема и выдачи документов ветерану. Записывает – все подробно на листочке и обещает пойти вместе с ним. Судя по всему, такая ситуация ей не в новинку. Действительно, бывает такое, что в зоне боевых действий человек был смелым, сильным, а по возвращении теряется, спотыкается о бюрократические вопросы. Для того и работает фонд «Защитники Отечества», протягивая руку помощи каждому ветерану спецоперации.
– Сегодня без обеда, – смеется Светлана. – Проездили мы свой положенный час. Ничего, попьем кофе с шоколадом!
Пьем кофе. Точнее, Светлана пытается это делать в короткие промежутки, потому что в ее кабинете снова звонит телефон. Параллельно она поднимает документы, находит нужную информацию, созванивается с ветераном, консультирует по вопросам оформления льгот на оплату жилья. Успевает позвонить в поликлинику, решая вопрос приема детей погибшего бойца. Уточняет ряд вопросов в пенсионном фонде…
И все это легко, по-доброму, с душой. Каждый звонок она встречает с улыбкой, будто он от старого друга.
– Вы не устаете? Выдержать такой ритм, пропустить через себя столько чужих вопросов…
– Устаю, конечно. Я живой человек. Но наш фонд делает очень нужное и важное дело. И вечером, оглядываясь на прошедший день, оценивая, что и как получилось, я вижу, скольким людям сегодня удалось помочь, сколько вопросов решить. И сразу хочется на работу!
Фото из личного архива С. Гузенковой