Похоже, что нежданно вернувшись 30 лет спустя, школьные «труды» в представлении законотворцев ничуть не изменились. Спикер Госдумы Вячеслав Володин так и сказал: «Девочек надо готовить к взрослой жизни, учить варить борщ, потому что надо заботиться о муже». А мальчиков «нужно учить держать молоток или обучать новым технологиям», дабы стали «опорой жене».
А первый зампред думского комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга добавил, что «именно этот предмет делает нас трудолюбивыми, хозяйственными, усердными и сконцентрированными». А «единство обучения и воспитания – фундаментальная основа педагогики».
Вот только при этом он резонно заметил, что возвращение в программу предмета «Труд» потребует внесения изменений в школьную программу. И еще подготовки новых учительских кадров и технического оснащения классов.
- Если «Труд» действительно будет введен как новый предмет, предвижу сложности с его внедрением, – говорит завуч московской школы Лидия Леонидова. – Первое препятствие — это ФГОСы, новый образовательный стандарт. Мы все обязаны работать по нему. И это не только учебники и программы, это требование к предметности. Там «труда» нет. Зато есть много другого. Например, у нас в школе есть «Технология» - это программирование и математический практикум. Никто не обрадуются, если придется их борщами заменить. Кстати, «новые технологии» в нашей школе мальчики и девочки осваивают наравне.
Отдельно про техническое оснащение хочу сказать. Что такое обучение готовке в классе? Это плиты, разделочные столы, шкафчики какие-то. Посуда, утварь и отдельное помещение для хранения всего этого. Отвлекаясь даже от финансовой стороны — а одна плита с духовкой это уже тысяч 50 рублей – как мы будем проходить проверки? Каждый администратор знает, что такое попасть в СанПиНы и пройти проверку пожарной безопасности. А с плитами? С газовыми, в нашем случае, у нас школа в центре Москвы.
Предвижу еще скандалы, иски от родителей, дети которых отбили себе на «труде» палец, проткнули гвоздем, порезались ножом или ошпарились, не дай бог. Напомню, что школа находится на хозрасчете, сама ведет финансово-хозяйственную деятельность, отчетность, администрация отвечает за все.
А вообще, на уроках «Технология» в школах может быть что угодно: выразительное чтение, проектная деятельность, кулинария, какой-нибудь мастер класс, обучение парикмахерскому или гончарному делу. Если мальчиков в классе мало, их в небольших школах норовят тоже обучать вышивке, кройке и шитью, чем обычно бывают недовольны родители. Или без всяких фантазий, просто припахивают детей к уборке школы и пришкольной территории. На местах так делали еще до принятия летом Госдумой законопроекта об обязательном трудовом воспитании в школах.
Справка «МК». Как предмет, «труд» в школах появился в конце XIX – начале XX века (в России в 1918 году). Уроки включали в себя ручную работу, домашнюю экономию, садоводство, агрономию, техническое черчение и т.д. В Германии, например, они были частью движения «Юнгер-Шторм», которое стремилось подготовить молодежь к будущей войне. В США уроки труда стали обязательными в начале XX века, когда промышленность страны нуждалась в высококвалифицированных рабочих.
В СССР уроки труда стали обязательными для школьников с 5-го класса. В рамках уроков дети учились ремонтировать и мастерить мебель, шить одежду, готовить пищу, выращивать овощи и т.д. А понятие «трудолюбие» было в ходу еще в царской России – Домами трудолюбия называли работные дома или богадельни.
В настоящее время, труд как основы практических навыков в большей части мира перешел на факультативный уровень. Есть страны, где уже в школе дают профтехобразование и присваивают рабочую или административную квалификацию. Но это серьезная подготовка на уровне старшей школе, которая занимает 2-3 года.