Корона российской республики: у Дома Романовых возникла наследственная проблема

"Наследие и тогда не прервется, но в этом случае оно перейдет в иностранную династию"

Велика Россия, и много в ней разных домов, но этот по своему историческому значению, по роли в судьбе страны намного превосходит остальные. Речь, если кто-то не догадался, идет о Российском императорском доме. В этом году ему "стукнуло" 410 лет. А скоро, 23 декабря, отметит свой 70-й день рождения нынешняя глава дома, Мария Владимировна Романова. И сейчас она находится в России. В общем, поводов для интервью с директором канцелярии РИД Александром Закатовым набралось более чем достаточно.

"Наследие и тогда не прервется, но в этом случае оно перейдет в иностранную династию"

 - Александр Николаевич, как Российский императорский дом отмечает свое 410-летие и как собирается отметить 70-летие главы дома?

- В связи со сложной международной ситуацией, со специальной военной операцией на Украине, в связи с тем, что погибают люди и это причиняет много горя и печали соотечественникам, великая княгиня Мария Владимировна приняла решение не устраивать никаких торжеств по поводу своей круглой даты и круглой даты династии.

Она сказала, что если кто-то хочет сделать ей приятное, то лучшим подарком для нее станет, если ей помогут в ее благотворительной деятельности, окажут помощь нуждающимся людям. Конечно, будут богослужения. Пройдут, возможно, какие-то научные конференции. Но все это будет, так сказать, без помпы. В деловом и молитвенном духе.

- То есть в Россию Мария Владимировна приехала не из-за юбилеев? Был какой-то другой повод?

- Она каждый год приезжает на Родину. Хотя бы один раз в год. Раньше было чаще, но сейчас есть определенные трудности с переездами. Организационно, технически все стало значительно сложнее. Затраты тоже намного увеличились. Но, конечно, государыня очень хотела побывать на Родине в год своего 70-летия. Мы думали, что это получится летом, но некоторые обстоятельства не сложились, поэтому поездку пришлось сдвинуть на конец ноября - начало декабря.

Мы составили такую программу, которая позволяет великой княгине, во-первых, побывать в священных для нее местах, помолиться у гробниц своих предков и своих родителей, а, во-вторых, встретиться с людьми - с медиками, меценатами, деятелями культуры - и обсудить некоторые социальные программы Императорского дома.

- Как долго продлится поездка?

- До пятого декабря.

- Получается, свой юбилей Мария Владимировна отметит уже у себя дома.

- Ну, свой день рождения она, как правило, встречает у себя дома. Великая княгиня не любит помпезности.

- Ее постоянное место жительства - по-прежнему Мадрид?

- Да, все без изменений.

- Что собой представляет нынешняя резиденция главы Российского императорского дома, что это - дом, квартира? Приходилось слышать и о том, и о другом.

- У семьи действительно был небольшой домик в Мадриде, но в силу ряда обстоятельств с ним пришлось расстаться. Еще при жизни своей августейшей матушки, Леониды Георгиевны, скончавшейся в 2010 году, великая княгиня Мария Владимировна приобрела квартиру на улице Пасео-де-ла-Кастельяна, где и живет сейчас.

Квартира достаточно скромная: общая площадь - с учетом всех помещений - около 100 метров. Так что никаких дворцов, никаких шикарных апартаментов у Императорского дома не было и нет. Они всегда скромно жили. Ну, когда-то, правда, был еще дом в Сен-Бриаке (Франция, регион Бретань. - "МК"), но его тоже пришлось продать. Конечно, печально, это был настоящий уголок России во Франции.

Но ничего не поделаешь: содержание дома стало непосильным бременем. Да и просто бессмысленным. Когда-то они жили в Сен-Бриаке постоянно. А когда стали жить в других местах, когда появилась возможность бывать на Родине, и, соответственно, возникло социальное направление в их деятельности, тратить деньги на содержание дома, в котором бываешь раз в год, стало непозволительной роскошью.

Мария Владимировна в день своего династического совершеннолетия. Мадрид, 23 декабря 1969 года. Фото: imperialhouse.ru

- А как поживают сын главы Императорского дома и его супруга? Где они сейчас находятся?

- Основное место жительства великого князя Георгия Михайловича и светлейшей княгини Виктории Романовны теперь здесь, в России. Но они уехали на некоторое время. Находятся сейчас за границей, в Италии.

- В Риме, у родителей Виктории Романовны?

- Да. У них там кое-какие дела, связанные в том числе с благотворительными проектами. Ну и потом у них все-таки маленький сын, Александр Георгиевич. В зимний период итальянский климат для ребенка подходит все же больше, чем наш. Кроме того, мама светлейшей княгини помогает дочке с внуком - это тоже одна из причин. Острой необходимости постоянно находиться в России у них сейчас нет, так что они время от времени уезжают. Но неизменно возвращаются.

- Где именно они живут в России?

- Сейчас у них есть свой собственный дом в Подмосковье. А до этого они жили в съемных домах и квартирах. Несколько лет прожили  в квартире на Арбате. Красиво, конечно, удобно. Но у любого места есть плюсы и минусы. Арбат - это все-таки достаточно шумное место. И свой дом в любом случае лучше, чем съемная квартира. И с точки зрения экологии, и в плане душевного комфорта: когда есть свой дом, ощущение укорененности на Родине гораздо сильнее.

- Некоторое время назад, согласно сообщениям в СМИ, Российский императорский дом собирался поднять вопрос о выделении ему некой недвижимости под резиденцию в России. Получила ли эта история какое-то продолжение?

- Нет, это немножко неправильная интерпретация. Это ни в коем случае не требование, не условие. Просто когда нас спрашивают, что нужно сделать для того, что Российский императорский дом был более эффективен в своем социальном служении, мы отвечаем, что было бы правильно с большей точностью определить его статус как исторической институции. То есть речь идет не о тои, что вот дайте нам резиденцию, а о комплексном решении вопроса.

Это позиция была высказана нами уже очень давно. Когда я говорю "мы", я имею в виду Императорский дом, а также тех людей, которые с ним сотрудничают, ему помогают, ему верны. Так вот, это не наша выдумка, есть целый ряд прецедентов в других странах - в отношении их королевских домов.

Кстати, это опробовано уже на территории Приднестровской Молдавской Республики: это тоже часть бывшей Российской империи, и статус Российского императорского дома там официально признан.

Но, естественно, это предполагает, что для расширения деятельности Императорскому дому может быть предоставлено какое-то помещение - на тех или иных условиях. Вновь повторю: ничего общего с реституцией это не имеет. Великая княгиня категорически против реституции, она неоднократно об этом заявляла.

Мы не пытаемся что-то получить за счет государственного бюджета. Это было бы и незаконно, и неэтично. В то же время у государства достаточно механизмов и возможностей, чтобы, ни в чем не нарушая Конституцию и законы, оказать Российскому императорскому дому - как исторической институции - некую поддержку.

В принципе, на определенном уровне поддержка уже оказывается. Мы видим, что отношение вполне доброжелательное. Великая княгиня приезжает, путешествует, встречается здесь с государственными деятелями, участвует в том числе в мероприятиях государственного значения. Но что-то все-таки, скажем так, еще не срослось.

Ну, ничего страшного, никто никуда не торопится. Династия, которая существует четыре века, умеет и терпеть, и ждать, и работать, вне независимости от каких бы то ни было переменчивых обстоятельств.

- То есть де-факто резиденция Императорского дома в России - это дом, принадлежащий Георгию Михайловичу и его семье?

- Сейчас - да. Когда у них появилась возможность собрать с помощью друзей необходимые средства и найти такой дом, который устраивал бы их и в то же время не был запредельно дорогим, они сразу это сделали, не дожидаясь, что им кто-то что-то предоставит. На это они имеют полное право как граждане Российской Федерации. По крайней мере, российское гражданство имеют великая княгиня Мария Владимировна и великий князь Георгий Михайлович, получившие его еще в 1992 году - и до этого, замечу, не имевшие никакого другого.

- А у Виктории Романовны пока нет российского паспорта?

- Да, пока нет. Но через какое-то время этот вопрос, несомненно, решится. Все делается в соответствии с законами и правилами, без каких-то ускорений или, наоборот, ненужных промедлений.

- Каковы источники доходов членов Российского императорского дома? На что они, как говорится, живут и за счет чего поддерживают свой институциональный статус?

- Они бережливые, рациональные люди. У них есть определенные средства, ими заработанные и накопленные. Сразу скажу, что средства эти небольшие. Но они позволяют поддерживать нормальный, средний уровень жизни. Однако что касается их социальной работы, то, конечно, здесь они не смогли бы обойтись без помощи друзей, меценатов, благотворителей.

Есть состоятельные люди, которые осознают значение Императорского дома, его объединяющую роль. Но говорить о них я не уполномочен. Ничего секретного здесь нет, просто это было бы нетактично с моей стороны. Некоторые из этих людей не хотят никакой публичности. Если они захотят, то сами расскажут о себе и своей благотворительной деятельности.

Семейное фото после крестин Александра Георгиевича, 6 декабря 2022 года. Слева направо: Карла Беттарини (мать Виктории Романовны), принц Михаил Павлович (Франц Вильгельм) Прусский (отец Георгия Михайловича), Виктория Романовна с сыном, Георгий Михайлович, Мария Владимировна, Роберто Беттарини (отец Виктории Романовны). Фото: imperialhouse.ru

- Согласно информации, размещенной на сайте Российского императорского дома, Георгий Михайлович владеет и руководит PR-агентством "Romanoff & Partners", со штаб-квартирой в Брюсселе, а его супруга - консалтинговой компанией "Carré". Насколько успешны эти бизнес-проекты? Существуют ли они вообще еще?

- Насколько мне известно, существуют. Но честно признаюсь, я никогда не вникал в деловые вопросы, так что никакие подробности мне не известны. У меня другой круг обязанностей, я отвечаю за общественную деятельность Российского императорского дома.

- Хорошо, давайте перейдем к "вашим" вопросам. Отношение Императорского дома к событиям, происходящим на Украине и вокруг Украины, выразилось в заявлении Марии Владимировны, обнародованном 24 февраля прошлого года. В конце этого текста она высказывает надежду на то, что Господь спасет народы России и Украины, избавит их "от братоубийственной вражды". Были ли после этого еще какие-либо заявления, уточняющие, развивающие эту позицию?

- Нет, больше заявлений не было. Были, правда, несколько интервью, в которых государыня, например, выражает скорбь по поводу гонений, которым подвергается Украинская православная церковь.

- И Георгий Михайлович, насколько я мог заметить, тоже не высказывается публично на эту тему.

- Он полностью солидарен с матерью. В данном случае он, собственно, и не может говорить что-либо отдельно, потому что это слишком важный, тонкий вопрос. Только глава Императорского дома может высказываться официально на такие темы.

- Они видят себя, так сказать, над схваткой?

- Сказать "над схваткой" можно было бы, если бы они обладали определенными властными полномочиями, от использования которых воздерживались. Но таких полномочий у них нет. Они скорбят в связи с тем, что дошло до кровопролития, что убивают друг друга, по сути, соотечественники. Для Российского императорского дома все ветви восточного славянства - и великороссы, и малороссы, и белорусы, - составляют единый, русский народ. Как говорит великая княгиня, государства стали разные, но Отечество осталось одно.

Они понимают, что кровопролитие началось не 24 февраля 2022 года, а гораздо раньше. Непосредственные его истоки - это, конечно, события 2014 года: переворот в Киеве, убийство мирных людей в Донецкой, Луганской областях, в Одессе. Однако корни конфликта лежат гораздо глубже - в революции 1917 года и последующей национальной политике коммунистического режима. То есть для Императорского дома это в своем роде продолжение Гражданской войны.

Все, что они могут сегодня - молиться, чтобы поскорее закончилось это, в общем-то, братоубийственное противостояние, чтобы опять водворился мир. Конечно, у всех свои взгляды. Есть люди, которые критикуют за это великую княгиню и великого князя, говорят, что они, дескать, должны прямо высказаться в поддержку той или иной стороны. Но это противоречило бы самой концепции Императорского дома, его предназначению. Собственно, и в других вопросах они всегда избегали политических оценок.

У них свой путь. Это не попытка стоять над кем-то, а своего рода миссия арбитража, максимальной объективности с исторической точки зрения. Сейчас мы очень остро все воспринимаем. Но когда-то жители Москвы и Твери остро воспринимали ту борьбу, которую велась между Московским и Тверским княжествами. Мы знаем, чем это закончилось, кто в итоге победил. Но вспоминаем об этом только, когда изучаем историю. Тверь не вынашивает планов мести и реванша.

Когда-то станет историей и нынешнее противостояние. Но жить нам приходится жить и сейчас, и происходящее - прежде всего, конечно, гибель людей - очень больно переживается членами Российского императорского дома. Это незаживающая рана на сердце.

- Еще один вопрос, вокруг которого ломаются копья: в Российском императорском доме всегда говорили, что твердо придерживаются Акта о престолонаследии, но согласно этому закону брак Георгия Михайловича и Виктории Романовны является морганатическим, неравнородным. Со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Видят ли в Императорском доме в этом проблему и если да, то собираются ли как-то ее решать? Ведь если не решить, то с высокой вероятностью, династия закончится на Георгии Михайловиче.

- Здесь надо понимать следующее. Во-первых, сам Георгий Михайлович в любом случае пожизненно сохраняет все свои легитимные права. То есть он станет главой Императорского дома после своей матери и останется им до конца своих дней. Да, пока его брак имеет особый статус, определенный в строгом соответствии с законом. Это прописано в заявлении, которое великая княгиня обнародовала в связи с браком.

Но возможно, придет время, когда закон будет изменен. Тем более что речь идет не о том, чтобы принять новый закон взамен нынешнего, а лишь о том, чтобы отказаться от позднейшей добавки, сделанной спустя четверть века после того, как он был принят. Напомню, что сам император Павел I (автор Акта о престолонаследии, изданного в 1797 году. - "МК") требования равнородности брака не вводил.

Согласно первоначальной версии закона, для вступления в брак достаточно было согласия главы династии: если государь разрешает брак, неважно, принцесса супруга или нет. Однако Александр I в 1820 году добавил к правилам престолонаследия дополнительное ограничение: чтобы потомство члена императорской семьи могло беспрепятственно наследовать, брак должен быть равнородным.

- В вопросах престолонаследия у нынешней главы Императорского дома ничуть не меньше прав, чем Александр I. Что мешает ей отменить "добавку" своего двоюродного прапрапрадеда?

- Дело в том, что каждый член Императорского дома приносит на кресте и Евангелии клятву соблюдать все постановления о наследовании престола, а значит, и это положение. Поэтому просто взять и отменить его глава дома не может. Для этого нужно получить разрешение от клятвы со стороны церкви. Это серьезный вопрос, нуждающийся в серьезной проработке, в согласовании со священноначалием, с патриархом. Возможно, даже на Архиерейский собор потребуется это вынести.

Но перспективы, безусловно, есть. Мы полагаем, что Господь подскажет верное решение, и деликатно, с соблюдением всех традиций и процедур, с уважением к церкви мы вернемся к первоначальному тексту этого акта. И тогда статус светлейшей княгини и светлейшего князя Александра Георгиевича станут династическим, они смогут продолжить династию. То есть никакой катастрофы нет. Есть историческая проблема, которая, скорее всего, будет решена.

Известна, кстати, позиция святого Иоанна Шанхайского: он писал, что после того, как Императорский дом вернется на Родину, это ограничение нужно отменить.

- А в нынешней церкви есть сторонники у такой позиции?

- Конечно, есть. Еще когда этого брака не было даже в проекте, многие, в том числе и в церковной среде, говорили, что пора отменить это положение, что это анахронизм. Но тут мы вынуждены сами себя ограничивать. То, что легко и быстро делается, потом легко может быть оспорено и переделано.

Спешить незачем. Александр Георгиевич пока еще очень маленький (самому младшему из Романовых исполнился 21 октября один год. - "МК"). Даст Бог, он получит воспитание и образование на Родине. А к этому времени подойдет и соответствующее правовое решение.

- Ну а если все-таки не подойдет - ни тогда, ни позже? Российский императорский дом перестанет существовать?

- Наследие дома и тогда не прервется, но в этом случае оно перейдет в иностранную династию, к людям, воспитанным в совершенно других традициях. Даже если они формально примут православие, Россия будет для них чужой страной. В лучшем случае через несколько поколений они смогут здесь укорениться, стать для России "своими".

- В какую именно династию перейдет в этом случае с наибольшей вероятностью наследие Дома Романовых?

- В случае пресечения старшей династической линии первым в очереди идет потомство великой княгини Марии Кирилловны (старшая дочь Кирилла Владимировича, деда нынешней главы Российского императорского дома. - "МК"), принадлежащее к Лейнингенскому княжескому дому (Германия. - "МК"). Затем - потомки великой княгини Киры Кирилловны (еще одна тятя Марии Владимировны. - "МК"), это Германский императорский и Прусский королевский дом...

Надо, кстати, заметить, что эти династии, как и большинство других европейских королевских домов, отказались от требования равнородности. То есть получится абсурд: членов старшей линии, сохранившей верность своей Родине, ее традициям на протяжении всего периода изгнания, лишат возможности наследования, а на их место придут иностранцы в ничуть не более легитимном статусе. Поэтому уверен, что в конце концов этот вопрос будет решен.

- Могу согласиться с вами в том, что торопиться с решением не стоит. Если поднять вопрос прямо сейчас, оппонентов у вас, мягко говоря, будет много.

- Да, это еще один аргумент в пользу того, чтобы пока отложить вопрос. Всему свое время. Надо просто уметь ждать и терпеть. Со смирением и надеждой на волю Божию, на то, что она будет к нам благоприятна.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29171 от 5 декабря 2023

Заголовок в газете: Корона российской республики

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру