«МК» провел собственный соцопрос на тему: «Насколько полезны экскурсии на предприятия в рамках воспитательной работы по профориентации в школе», и подавляющее большинство россиян – 86%! – ответили: «Полностью полезны». Не признают должного эффекта от экскурсий 7% опрошенных, но очевидно, что их дети просто на них не бывали, так как школьники с восторгом посещают производственные предприятия, и многие из них после этого определяются с будущей профессией, о чем часто говорят учителя.
Как отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, профориентация всегда была частью системы нашего образования, но реализовывалась фрагментарно и часто зависела от активности самих педагогов и руководителей на местах. «Будем заниматься этим важнейшим вопросом системно и комплексно», – сказал министр. Он добавил, что «первое представление о мире рабочих профессий закладывается именно в школе», когда детьми «решаются важнейшие вопросы: кем быть, какая профессия по душе, интереснее и ближе».
Единая система профориентации школьников, которая получила название «профориентационный минимум», с 1 сентября 2023 года начала внедряться во всех школах страны, начиная с 6-го класса. Также существует отдельный федеральный проект в рамках нацпроекта «Образование» – «Успех каждого ребенка», и внутри него еще есть такой «Билет в будущее» – программа, направленная на раннюю профессиональную ориентацию учеников 6–11-х классов. В ее рамках дети посещают производства. Проект «Билет в будущее» реализуется для того, чтобы облегчить школьникам выбор будущей специальности.
Вот несколько недавних примеров походов школьников на предприятия в Подмосковье в рамках проекта «Билет в будущее». В начале ноября ученики 7–10-х классов разных школ посетили три предприятия г.о. Пушкинский Московской области. На первом из них – ткацкой фабрике – подросткам рассказали историю развития ткацкой мануфактуры, показали строение ткацкого станка, познакомили с разновидностями тканей. Школьники другой школы побывали на заводе по производству бумажной и пластиковой посуды, контейнеров, крышек, пакетов, обертки, а также пищевой упаковки в г. Ивантеевке. И третье предприятие, которое открыло детям свои производственные тайны, – ЗАО «Совокрим», один из мировых лидеров, производящих оборудование для зерноперерабатывающей отрасли. На нем ребятам рассказали о процессе производства: от создания макета оборудования для переработки зерна до изготовления самого изделия.
– Детей обязательно нужно водить на такие экскурсии, для того чтобы они составили представление о профессиях, которые существуют в современном обществе, – поделилась своим мнением с «МК» консультант по подбору персонала и психолог Светлана Ленкова. – Причем показывать им нужно все профессии, которые есть на том или ином предприятии. Дети должны понимать, как делается тот или иной продукт, та или иная вещь. Такие походы не только хорошо расширяют их кругозор, но и имеют важное значение и с психологической точки зрения (что означает труд в обществе, каким он бывает и почему его следует ценить), и, конечно же, с точки зрения ранней профориентации.
Исходя из личного опыта, приведу пример: порой даешь список детям из элементарных профессий – есть такой тест в профориентации, и они не понимают, что такое «токарь», что такое «верстальщик». То есть родители им это не объясняли, в школе про это не говорили, и приходится мне объяснять им «на пальцах». А те дети, которых водили на экскурсии на производства, все это знают. С такими детьми проще разговаривать о том, кем бы они хотели быть.
По мнению эксперта, ранее чем с 6 класса профориентацию проводить не очень целесообразно. А вот в 12 лет подросток уже постепенно начинает понимать, чего бы ему хотелось больше – работать руками или головой?
– Дети меняются, растут, у них расширяется бэкграунд, расширяется кругозор, и к 12 годам они вырастают личностно, – говорит эксперт. – Но при этом на производственные экскурсии можно водить детей и возрастом младше, но только это должны быть яркие, интересные для малышей экскурсии; возможно, где делают игрушки, обычные или елочные, или производят какие-то продукты питания, на те же шоколадные фабрики или пекарни. Тогда дети это запомнят. Они запомнят, как делали эту игрушку, кто ее делал. И у них потихоньку начинают откладываться в голове знания о тех или иных профессиях. И чем больше у них будет разной информации в голове, тем легче им будет сделать выбор в будущем.
Фото: Министерство просвещения Российской Федерации