Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года запустило в российских школах масштабный, судьбоносный для будущего страны проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Теперь во всех российских школах учебная неделя начинается с классного часа «Разговоры о важном». «Разговоры...» посвящены самым разным темам, но объединяет их одно: они призваны привить школьникам на примере реальных героев наших дней чувство гордости за свою страну, пробудить в них интерес к истории своего края и государства, а еще просвещать в вопросах экологии, профориентации, гражданского общества, ЗОЖ и т.д.
Когда все это только внедрялось, министр просвещения Сергей Кравцов пообещал, что детям будут «в увлекательной форме» рассказывать «про историю, традиции и культурное наследие нашей страны» и стараться побудить их «самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое».
Задач у «Разговоров о важном» много, но одна из приоритетных – просвещение детей в историческом плане и борьба с фейками, подрывающими интересы и престиж российского государства. Многие темы «Разговоров...» приурочены к каким-то важным историческим датам и вехам. Например, 4 ноября состоялся «Разговор» с ребятами о Дне народного единства: почему мы отмечаем этот праздник, о роли Минина и Пожарского, которые смогли объединить народ российский во времена Великой Смуты, повели его за собой и освободили Кремль от польских интервентов и т.д. Или ранее, в сентябре, состоялся «Разговор» с помощником Президента РФ Владимиром Мединским о бессмертном подвиге Зои Космодемьянской в годы Великой Отечественной войны, приуроченный к ее 100-летию.
– «Разговоры о важном» – очень значимый проект с точки зрения воспитания наших детей, – убежден победитель конкурса «Учитель года России – 2018», учитель обществознания Математической школы г. Грозного Алихан Динаев. – Его особая ценность в том, что педагоги получают готовые, проверенные, разнообразные и очень качественные материалы по каждой теме – презентации, видеоролики, инфографику, планы занятий. «Разговоры о важном» – это не урок, где детям ставят тройки или пятерки. Это занятие, где учитель и дети могут свободно выражать свое мнение, делиться впечатлениями и чувствами, задавать вопросы, которые дети, возможно, постеснялись бы или побоялись («а вдруг поставят двойку?») задать на обычном уроке.
В то же время «Разговоры о важном» – это не только про патриотизм и повышение интереса к истории. Это и про бережное отношение к природе, и про важнейшие семейные ценности, и про профориентацию, и про многое другое.
Мы, конечно, не настолько наивны, чтобы думать, что после очередного занятия, посвященного Зое Космедемьянской, все дети поголовно заинтересуются историей России, преисполнятся патриотическим духом или побегут в библиотеку за томиком «Молодой гвардии». Но я абсолютно уверен, и я это точно знаю по своим ученикам, что некоторых детей это занятие (как и любые другие) увлечет, побудит что-то читать, изучать самостоятельно эту тему и, что очень важно, задавать по ней вопросы. И если одно занятие из этой серии сподвигло часть ребят сортировать мусор дома, другое – заставило отказаться от вредных привычек, а третье – повысило интерес к родной истории, то это уже замечательный результат.
– Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что «Разговоры о важном» прижились в наших школах, – в свою очередь рассказал «МК» исполнительный директор Национального родительского комитета Юрий Оболонский. – Очень ценно, что на таких классных часах дети узнают историю своего края, историю государства, историю гимна, флага... Откуда все это взялось, что они означают и т.д. Дети узнают о самых уважаемых людях своего региона, города, страны, которые своим трудом заслужили действительно уважение общества и принесли пользу России. Из этих мазков у ребят складывается понимание и гордость за свою страну!
На первом этапе, я вам скажу, были какие-то ошибки, к этим классным часам привлекали популярных подростковых «кумиров», которые не несли никакого важного посыла в своих выступлениях. Родители возмущались – зачем они нужны? Сейчас все по-другому происходит. Перед детьми выступают наши бойцы, которые прошли СВО, авторитетные люди региона, ветераны труда, спортсмены, деятели культуры и искусства, которые рассказывают, что такое для них наш гимн, флаг, что для них наш Президент... И что такое любимая страна, в которой они живут. А дети любят искренность, поэтому они с удовольствием слушают таких спикеров и впитывают их рассказы как губка. Отрадно видеть, что традиция эта приживается, и известные, действительно уважаемые люди на примере своей жизни будут формировать в наших детях модель достойного гражданина Российской Федерации: это доброта, уважение к старшим, знание своей истории, чтобы человек болел душой за свою страну и т.д.
Фото: Министерство просвещения Российской Федерации