Помощь молодому учителю
Еще совсем недавно в вопросе выбора методики, инструмента и формата подачи материала школьные педагоги подчас впадали в замешательство. Интернет предлагал много всего и сразу, плюс – собственный багаж знаний, но как отделить «зерна от плевел»?
Особенно непросто было тем, чья школа расположена не в мегаполисе, а в глубинке. Если ты молодой деревенский учитель и пришел только после вуза и если подсказать некому, где черпать информацию? Теперь эта проблема решается на государственном уровне. Появился единый стандарт в образовании, учителей обеспечили уже разработанными и выверенными экспертами рабочими программами и, что самое важное – им предоставили методические материалы и возможность получать всю необходимую информацию через проверенный и качественный инструмент – ФГИС «Моя школа».
– На сайте «Единое содержание общего образования» я могу и рекомендации к ведению уроков прочитать, и демонстративные видеоуроки от профессионалов посмотреть. Кроме того, я слежу за трансляциями семинаров, которые благодаря этому сайту мне тоже доступны, – рассказала молодой учитель из Пермского края Наталья. – Тот методический материал, который нам предоставляют, ребятам очень нравится. Это и фильмы, и беседы с интересными людьми. А как это полезно на «Разговорах о важном», вы даже не представляете! По моим наблюдениям, ребятам очень нравится, когда виды деятельности меняются. Поговорили, почитали, пописали, видео посмотрели. И всё это мы с ними можем делать благодаря тому подспорью, которое мне уже фактически принесли на блюдечке.
То, что инструментарий, основанный на бэкграунде педагога, способствует более быстрому усвоению материала, подчеркивает и коллега Натальи, учитель начальной школы с 35-летним стажем в городе-миллионнике Нина Николаевна.
– Я использую самые разные виды инструментов. Один из них – это интерактивные электронные доски, проектор и, конечно, в помощь старая добрая меловая доска, о которой, я считаю, тоже забывать нельзя. Второй вид – это весь тот методический и дидактический материал, который есть в нашем распоряжении. На начальном этапе для освоения счета использую индивидуальные карточки, звуковые карточки, бусы, кораблики. У среднего и старшего звена тоже много интересных наглядных пособий. Вот буквально сегодня я видела у коллеги – учителя истории – огромную фигуру древнерусского воина – в латах, в шлеме. Она была не объемная, а плоская, но в полный рост. Ребята столпились возле нее и с огромным интересом и увлечением рассматривали, обсуждая, во что он одет и что это за воин. Вы представляете, насколько интересно пройдет урок о Древней Руси, если уже на перемене у детей возник такой интерес?
Учитель подчеркивает, что наглядность дает детям возможность развивать свою устную речь, учиться строить доказательную базу.
– То есть я не только говорю, но еще и показываю. Потрогать, пощупать, показать указочкой – так ведь интереснее усваивать предмет! – резонно замечает учитель.
Электронный ресурс как подспорье
– Микроскопы, лупы, гербарии, наборы – столько всего нашему школьному подразделению предоставили, – перечисляет учитель русского и литературы Леонид Иванович. – Но я бы сделал акцент еще и на электронных ресурсах. Конечно, компьютеры нам рекомендовано использовать дозированно, но в некоторых случаях без них никуда. Удобно и быстро: нажал кнопочку – и всё готово. Электронные учебники, электронные тетради – идея очень современная. Такой формат дает возможность моментально открыть текст на любой странице. Электронные ресурсы позволяют и тест пройти, чтобы знания проверить, и аудиофайл послушать. Кстати, об аудиоформате – мой опыт показал, что в свободное время детям очень полезно слушать литературные произведения в исполнении мастеров слова. Так русская литература воспринимается более живо.
Нина Николаевна делится своим опытом использования электронного ресурса:
– Вот, например, недавно я задала детям учить таблицу умножения на семь. Электронная школа дает возможность делать это под музыку: занимаетесь дома своими делами, а в это время поете песенку. Кроме того, любое задание я могу подкрепить тестом или приложением. И, главное, теперь мне и коллегам не нужно самим искать материал в Интернете – есть уже готовый, строго отобранный, в котором отсечено все лишнее и собрана только суть.
Как отмечает организатор и руководитель образовательного проекта «Школа юного инженера «Вектор NICA», учитель математики и технологий школы № 7 Дубны, кандидат физико-математических наук Наталия Теряева, цифровые инструменты в образовательном процессе могут стать значительным подспорьем преподавателям и мотивировать учеников к получению знаний в новой форме. В этом случае Россия в короткие сроки решила бы проблему с нехваткой инженерных, научных и IT-кадров и создала бы образцовую систему образования и подготовки молодых специалистов. Поэтому, по мнению Теряевой, нужно как можно быстрее создать современную компьютерную инфраструктуру для использования этих инструментов во всех российских школах. И это тоже одна из задач при построении единой образовательной среды.
Фото: Министерство просвещения Российской Федерации