Нашедший прибежище в США бывший советский старший лейтенант Беленко скончался в 76-летнем возрасте еще 24 сентября в центре для престарелых недалеко от Роузбада, небольшого городка на юге штата Иллинойс. Его сын Пол Шмидт рассказал, что его смерть, о которой в то время широко не сообщалось, наступила после непродолжительной болезни, пишет The New York Times.
Уроженец Нальчика Виктор Беленко окончил в 1971 году Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков и был направлен на службу лётчиком-инструктором в Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов.
В 1975 году по его желанию Беленко был переведён на Дальний Восток, где в должности старшего лётчика летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.
На всём протяжении службы в армии Беленко в служебных характеристиках и аттестациях характеризовался положительно, был членом партии и избирался членом комсомольского и партийного бюро. При этом он сам «вражеских голосов» по радио не слушал и другим (жене, в частности) не разрешал. Запретил супруге переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и уехала в Италию. Правда, порой у него складывались конфликтные ситуации с начальством – у кого, впрочем, их не бывает. Очень нервничал, что ему нее присваивают очередное звание – тоже понять можно.
Как бы то ни было, под маской идейно выдержанного советского офицера скрывался предатель. Как утверждают американские СМИ, Беленко планировал свой побег в течение нескольких месяцев, ожидая, пока он и его эскадрилья не отправятся на учебную миссию без оружия над Японским морем.
Утром 6 сентября 1976 года Беленко вылетел для выполнения полётного упражнения, но вскоре его истребитель перелетел советско-японскую границу. Японское радио передало, что самолёт МиГ-25П, пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате на острове Хоккайдо.
«Ясным летним днем в конце 1976 года самолет появился на радаре недалеко от побережья северного японского острова Хоккайдо, – описывает инцидент The New York Times. – Он летел всего в 100 футах от воды, достаточно низко, чтобы избежать обнаружения. Теперь, внезапно, он поднялся до 20 000 футов. Очевидно, пилот хотел, чтобы его увидели. Самолет летел в направлении юго-западного портового города Хакодате. Он дважды облетел аэропорт, затем приготовился к посадке. Самолет, который теперь идентифицируется как советский истребитель, едва не столкнулся с авиалайнером Boeing 727, когда тот приземлился. Он проехал мимо конца взлетно-посадочной полосы, у него оторвалось переднее колесо, и он остановился недалеко от оживленного шоссе”.
Выбравшийся из кабины Беленко произвёл два предупредительных выстрела из пистолета. Как утверждается – чтобы предостеречь зевак. Когда прибыли представители властей, летчик спустился вниз, чтобы встретить их.
Впоследствии японские власти сообщили, что Беленко попросил политического убежища. Через три дня перебежчик был вывезен в США. Угнанный предателем самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в Советский Союз 15 ноября 1976 года.
Стремившийся проявить усердие по отношению к новым хозяевам Беленко даже протестовал против возвращения самолёта в СССР, советуя американцам оставить его себе для изучения ещё на пару лет.
«Для достижения своей цели мне требовались хорошая погода в Японии и полные баки топлива, и потребовался месяц, чтобы свести вместе эти два компонента, – годы спустя хвастался перебежчик. – В течение этого месяца я выполнял свои обязанности так хорошо, что мои командиры были готовы меня повысить. Но 6 сентября 1976 года все компоненты сложились в целое. Кстати, я не «крал» самолёт. У меня было диспетчерское разрешение на вылет. Я просто немного изменил план полёта в воздухе».
Угнанный предателем самолет “годами внушал страх западным военным”, пишет The New Tork Times. Теперь, благодаря перебежчику, у них оказался нетронутый образец для изучения. Джордж Буш, тогдашний директор Центрального разведывательного управления, назвал этот инцидент “золотым дном разведки”.
Ну, а получивший убежище Беленко был отправлен в Соединенные Штаты для прохождения собеседования, где он рассказывал ужасы об условиях и моральном духе в советских вооруженных силах. А заодно делился интересующей американские спецслужбы информацией.
Характерный штрих: военный билет Беленко и заметки, которые он нацарапал, пролетая над Японским морем, теперь выставлены в музее ЦРУ в Вашингтоне.
Об уровне этого человека красноречиво говорит история, приводимая The New York Times: “Однажды он купил банку кошачьего корма в продуктовом магазине, не зная, что это для домашних животных; когда кто-то указал ему на его ошибку, он пожал плечами и сказал, что это все равно вкуснее, чем еда, продаваемая для потребления человеком в Советском Союзе”.
“Я стремился к свободе в Соединенных Штатах, - цитировала его слова японская полиция. – Жизнь в Советском Союзе не изменилась по сравнению с той, которая существовала во времена царской России, где не было свободы”.
Но американцы не слишком спешили облагодетельствовать изменника. Только в 1980 году Конгресс США принял закон о предоставлении Беленко американского гражданства. К слову, разрешение на предоставление гражданства подписал лично президент Джимми Картер. Стремясь избежать внимания, перебежчик взял фамилию Шмидт и часто переезжал с места на место, в основном проживая в небольших городках по всему Среднему Западу. Он работал консультантом в аэрокосмических компаниях и правительственных учреждениях (как сообщает Би-би-си, стал инженером по аэронавтике и консультантом Военно–воздушных сил США)
Его брак с учительницей музыки из Северной Дакоты Корал Гараас закончился разводом. У Беленко остались два сын и четверо внуков. Своей американской семье он утверждал, что будто бы не был женат в СССР.
После окончания холодной войны он начал время от времени появляться на авиашоу и набрался смелости, чтобы вновь называть себя Виктором Беленко.
“Он жил самой уединенной жизнью, - сказал его сын Пол. – Он скрылся из виду, в прямом и переносном смысле”.
И это вполне закономерный итог для предателя: забиться в щель и не отсвечивать.