Уточним, что проводится оно достаточно регулярно, практически ежегодно. В России прошло уже несколько трапез, а в мире - и того больше. В мире - а многие и у нас - называют это "национальным молитвенным завтраком". Формат возник в США: самый первый "молитвенный завтрак" - правда, тогда он назывался не "национальным", а "президентским", - состоялся в 1953 году в Вашингтоне.
Организаторы трапезы обещали участие в ней "российских и иностранных политических, общественных, культурных, религиозных деятелей, дипломатов, бизнесменов и представители разных ветвей государственной власти". И не обманули: все заявленные категории присутствовали в банкетном зале Crystal Ball Room, что называется, в ассортименте.
Настояние собравшихся вполне соответствовало заявленному формату: молитва, пусть даже молитва за трапезой (помимо высокой, духовной пищи в изобилии была представлена и мирская, настоящая), дело, как известно, нешуточное. Но не сей раз грустных ноток было, пожалуй, больше, чем обычно.
Одним из первых выступил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), сравнивший планету с космическим кораблем, а человечество - с его командой. "Если человечество не будет следовать законам Божьим и путям Божьим, то команду сменят, - предупредил архиерей. - Это точно. Это было уже, когда был великий потоп. Ну, сейчас потопа не будет, потому что Господь дает нам радугу - как знак примирения человечества с Богом. Ну, сожгут... Мы с вами стоим перед лицом всемирной катастрофы, поэтому нужно все-таки подумать не о том, что нас разделяет, а о том, что нас соединяет".
Тему продолжил начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Евгений Еремин, обратившийся к участникам Национальной духовной трапезы с приветственным словом от имени президентской администрации.
"Когда люди перестают общаться, перестают совместно молиться, начинают вместо людей разговаривать между собой пушки, а потом и ракеты, - посетовал представитель АП. - Но после ракет наступает тишина. Поверьте мне, как в прошлом ракетчику, у ракетных войск лозунг: "После нас - тишина". Нужна ли нам такая тишина? Нет!.. А угроза есть.
Каждый день, каждый час, каждую минуту мы видим все больше разрушений, которые показывают по телевизору. Разрушения эти - дело рук человеческих. А Господь - созидатель. Человек нарушает волю Господа".
Впрочем, точных рецептов решения проблемы чиновник не привел, ограничившись, как и предыдущий оратор, лишь самым общим напутствием: "Для каждого верующего человека его труд, его работа, его должность и есть служение Господу... Надо отдать служению Господу, служению обществу все свои способности, ну а Всевышний Господь оценит нас и в этой жизни, и в жизни вечной по нашему труду".
Андрей Климов, председатель Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ, обратил внимание собравшихся - и прежде всего, подчеркнул он, "наших зарубежных друзей", - на то, что они находятся в городе, который "по праву считается Третьим Римом", несущим "традицию от первого Рима через Констатинополис".
Сенатор указал на "живые свидетельства этому", которые "находятся здесь, в нашем городе, в том числе - недалеко от Совета Федерации, где я имею честь работать". Это, к примеру, "Высоко-Петровский монастырь и ряд других свидетельств".
В финале "пленарной" части президент фонда "Национальная духовная Трапеза" Андрей Гайдамак четко напомнил собравшимся о главной цели "молитвенного завтрака": "Самое главное - то, что все здесь собрались, чтобы возвысить Его имя, чтобы возвысить имя Иисуса. Мы хотим, чтобы все люди услышали слово Господа".