Таким образом, новым модулем в предмете обществоведение для старшей школы, о котором было оповещено на днях, дело не ограничится. Напомним, что о модуле для одиннадцатиклассников, куда войдут знания о семье и браке, на днях также заявили в Минпросвете. Замминистра сказала, что новый раздел будет включать «вопросы, связанные с моральными и правовыми аспектами семьи как важнейшего социального института российского общества».
«Семьеведение» в обществознании разрабатывалось с 2021 года. Все это время шло общественное и экспертное обсуждение среди родителей, подразделений РАО, общественников и РПЦ. Церковь активно лоббировала такие параграфы как «Главенство мужа» и «Иерархичность семьи». Но, как бы ни было, обществознание теперь обогатилось новым разделом о семье только в старшей школе.
Получилось, что младшеклассники и подростки раннего пубертата не охвачены знаниями о грядущей семейной жизни. А ведь «это большая наука», — отмечает Останина. И рассказывает, что новый школьный предмет видится ей «одним из инструментов, которые готовят молодых людей к будущей семейной жизни». Например, знание своих дедушек, бабушек, прабабушек. Те самые семейные ценности, которые «так воздействует на детей»…
Впрочем, не духоподъемной силой единой. Останина говорит, что новый учебник будет содержать юридические вопросы семейного законодательства. Повествовать, что означает вступление в брак и чем оно отличается просто от сожительства. Какая ответственность наступает после того, как молодые покинули ЗАГС. И даже – ранее об этом еще речи не шло — может содержать информацию о предохранении от нежелательной беременности. И о психологии: «умении находить компромиссы в семейной жизни» и др.
Идея нового школьного курса семьеведения витает в воздухе и на думских заседаниях с весны этого года. Поначалу проект рассматривался только с позиций скреп и традиционных ценностей. И больше напоминал то семьеведение, которое еще с 2017 года было введено в школах нескольких регионов, в Самарской области, к примеру. Это, возможно, самый консервативный вариант подачи такого курса, в основном по учебнику «Нравственные основы семейной жизни», разработанному в РПЦ. Данное учебное пособие было написано монахиней Ниной Крыгиной и священником Дмитрием Моисеевым и в свое время наделало много шуму.
В учебнике заявлено, что «мужчины чаще рождаются гениями», а у девочек в 13 лет «нет специализации полушарий (головного мозга)». Труд содержит рассуждения о «душе зиготы», о том, как «контрацепция убивает любовь», делая ее «бесплодной, мнимой». Аборты это убийство, причем рожать надо и больных детей – врачи их потом «выправят». Поданы «церковные» советы насчет семейных взаимоотношений: «Любящая супруга не должна скупиться на похвалы для мужа», а «Муж, даже если знает, что жена тысячу раз права, все равно будет стоять на своем — мудрые женщины понимают, что нужно уступать»…
Что касается учебника, который сейчас разрабатывается для школьного курса «Семьеведение» под патронатом думского профильного комитета и созданной при нем рабочей комиссии, то его пишут в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Как ранее сообщила «МК» директор института Наталья Агре, «разработка методических материалов» продлится до 2024 года, «апробация методических материалов» – до 2025 года. То есть «Семьеведения» в школе можно, наверное, до 2026-2027 года не ждать.
Поэтому пока о своем видении «Семьеведения» рассказывают общественники и депутаты. Член Совета при президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей Сергей Рыбальченко говорит, что «христианство у нас зародилось в семье», намекая на жену князя Владимира Анну Византийскую (была взята князем в плен как военный трофей). Первый зампред Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая – что должно изучение семьи может покинуть жесткие рамки дисциплины и быть «интегрировано в каждый предмет». Ну, например, на математике учить планировать семейный бюджет и пр.
И главный локомотив школьного «семьеведения» Нина Останина – о том, как спасти страну, то есть поднять демографию. Общая мысль - «все надо сделать» для того, «чтобы побудить девушку оставлять ребенка и чтобы у нее была уверенность, что она не останется наедине с проблемами». Где в данной конструкции отец-патриарх или хоть какой-то мужчина, который зачал этого ребенка, не сообщается.