Друзья рассказали, как простились с начштаба бригады морской пехоты ЧФ Яном Сухановым

«Символами стали триколор, черный берет и кортик»

В Севастополе 13 ноября простились с начальником штаба легендарной 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота Яном Сухановым. Под его руководством бригада участвовала в боях за Мариуполь, брала под контроль завод имени Ильича и «Азовсталь». Отпевание прошло в войсковом храме в расположении бригады. Похоронили гвардии подполковника на кладбище «Кальфа», на аллее Героев. Сослуживцы и друзья рассказали, каким им запомнился Ян Александрович.  

«Символами стали триколор, черный берет и кортик»

— Я познакомился с Яном, когда его перевели в Севастополь из Темрюка, где он командовал 382-м батальоном морской пехоты Черноморского флота, который входил в состав 810-ой отдельной бригады морской пехоты, — говорит заместитель председателя Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «Тайфун», полномочный представитель «Тайфун» в Крыму Евгений Мотяков. — Ян был настоящим воином, по характеру очень простым и доброжелательным. Всегда шел навстречу ветеранам морской пехоты. Оказывал помощь во всех наболевших вопросах.

Ян Суханов родился в Южно-Сахалинске. Отец у него был военным вертолетчиком. Семья поменяла немало гарнизонов, они жили в Белоруссии, Таджикистане, Карелии.

Как рассказывает Евгений Сергеевич, срочную службу Ян проходил во Владивостоке, в 165-м полку 55-й дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота, где дослужился до заместителя командира взвода.

— После армии Ян поступил в Дальневосточное общевойсковое училище, где прошел обучение во взводе морских пехотинцев. Окончил училище в 2002-ом с отличием.

А потом как один из лучших выпускников был направлен в Севастополь. Прошел путь от командира взвода до начальника штаба — заместителя командира отдельной бригады морской пехоты. Несколько раз бывал в командировке в Сирии. И, как говорят друзья, сделал 810-ю бригаду лучшей в округе.

— Я знал Яна Саныча с 2002 года, когда он был еще лейтенантом, — рассказывает его сослуживец Дмитрий. — Он был очень коммуникабельным человеком. Умел найти подход к каждому подчиненному. Он родился в Южно-Сахалинске, а в Холмске, мы часто вспоминали родные места.

Как рассказывает Дмитрий, они не раз вместе бывали в командировках.

— Я видел, как он действовал в нестандартных ситуациях. Умел вести за собой. Ему верили. Это был Офицер с большой буквы. Помню, как-то мы совершали переход морем. Стало известно, что военнослужащие нарушили воинскую дисциплину. Ян Саныч построил всех, провел беседу. Не кричал, не ругался. Но нашел такие слова, что нарушителям стало стыдно. Подобное больше не повторялось, военнослужащие не хотели подводить своего командира. Личный состав его безмерно уважал.

Ян Суханов с первых дней оказался в зоне спецоперации на Украине. Морские пехотинцы участвовали в освобождении Мелитополя. Первыми утром 10 марта вошли в Мариуполь. Вытесняли националистов, блокировали завод имени Ильича, брали под контроль «Азовсталь». Действовали на самых ответственных направлениях.

В конце весны начштаба Яна Суханова тяжело ранило на Донецком направлении. Он долго лечился в госпитале в Москве.

— Крайний раз я видел Яна, когда он приехал из санатория, — вспоминает Дмитрий. — Мы встретились на заправке, обнялись. У него было много планов. А потом его состояние резко ухудшилось, врачи диагностировали сопутствующее коварное заболевание. Все наложилось. Ослабленный ранениями организм не справился. Хотя он долго боролся...

На прощании с гвардии подполковником Яном Сухановым был почетный караул и оркестр Черноморского флота. Друзья рассказывают, что проститься с Яном Александровичем пришли губернатор Севастополя Михаил Развозжаев, начальник политуправления ЧФ контр-адмирал Вячеслав Родионов, заместитель командующего ВМФ по сухопутным и береговым войскам — командующий береговыми войсками ВМФ РФ, генерал-лейтенант Виктор Борисович Астапов.

— Было очень много ветеранов морской пехоты, пришли сослуживцы, гражданские люди. На гроб, покрытый триколором, положили по традиции черный берет и кортик, — делится Евгений Мотяков.

Яну Суханову было 45 лет. У него осталась жена, сын — курсант второго курса летного училища, и дочь-восьмиклассница. Как рассказывают друзья, каждую свободную минуту он старался уделять своей семье.   

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29158 от 16 ноября 2023

Заголовок в газете: Триколор, черный берет и кортик

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру