У фильма "Офицеры" появился новый смысл

Все правильно

Когда этот фильм стал культовым? Вы помните? «Офицеры» — это святое. Сейчас. А раньше, вы помните, что было раньше?

Все правильно

На большой экран он вышел в 1971 году, 52 года назад. Но никогда о нем не говорили так, как сегодня. Никогда «Офицеры» не входили в топ, в тренд лучших фильмов о Великой Отечественной.

Потому что были «Два бойца», «Баллада о солдате», «Отец солдата», «Освобождение», «…А зори здесь тихие», «Восхождение», «В бой идут одни «старики», «Иди и смотри»…

Но в наше время главным фильмом о войне стали «Офицеры». Как это случилось?

Он ведь неровный, отрывочный, фрагментарный. Переходы из одного времени в другое, от одной войны к другой, рваные, если говорить языком кино — монтажные, когда видны склейки, ножницы. «Офицеров» никогда не причисляли к шедеврам советской эпопеи и вдруг…

Ничего не бывает вдруг…

После распада Союза «Офицеры» регулярно стали показывать на 23 февраля. Да, у нас традиция: 31 декабря обязательно «Ирония судьбы», 1 мая (из дня солидарности трудящихся он превратился просто в первые весенние солнечные выходные) — «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби»… А 23 февраля, который остался в новой России мужским военным праздником, — «Офицеры».

Нельзя сказать, что кто-то там, наверху, во власти указал на «Офицеров» и громогласно постановил: с сегодняшнего дня и навсегда этот фильм будет первым. Нет, само пришло, естественным путем.

Да, «есть такая профессия — Родину защищать». Звучит как лозунг дня, что-то самое важное, взятое из Советского Союза, из той, ушедшей навсегда России, родины предков. Такое не забывается.

На самом деле это фильм о дружбе, крепкой мужской дружбе. И не между персонажами даже, Иваном Вараввой и Алексеем Трофимовым, которые по ходу сюжета взрослеют, стареют, седеют, из резвых юнцов, скачущих по полям гражданской, становятся боевыми генералами, до конца дней своих влюбленных в свою Любочку, вышедшую замуж за Трофимова, не за Варавву… Но так случилось, что, начав с «Офицеров», Василий Лановой и Георгий Юматов вместе играли и в «Петровке, 38» и в «Огарево, 6» по Юлиану Семенову, служили два товарища. Киношная дружба перешла в жизнь, и, когда с Юматовым, ветераном войны, произошла невыносимая трагедия, Лановой не бросил, не оставил друга. «Русские своих не бросают!» — ведь так в «Брате»? Они и стали братьями — Лановой и Юматов.

«Офицеры» — это и великолепная Алина Покровская, выигравшая кастинг на Любочку у самой Людмилы Гурченко, и у Светланы Немоляевой, и у Ларисы Лужиной. Не знаю, как уж она сделала выбор между такими мужчинами, сердцу не прикажешь, кто муж, а кто друг, и не в одних красных штанах Трофимова здесь дело.

Это и Наталья Рычагова (Маша). Так пронзительно сыгранная короткая жизнь — до слез.

Это и Александр Воеводин (Егор Трофимов) из Театра сатиры. А здесь роль трагическая и светлая.

И, конечно, боевой внук Ваня Трофимов, гениально сыгранный тогда еще мальчишкой Андрюшей Громовым, ставшим впоследствии известным дипломатом. Хотя, возможно, в нем умер великий актер.

Режиссер — Владимир Роговой, это самое главное в жизни его кино. Сценаристы — знаменитейший писатель Борис Васильев и Кирилл Рапопорт.

И там еще есть песня… Такая песня… «От героев былых времен…» В фильме ее поет второй режиссер Владимир Златоустовский. Музыка — Рафаила Хозана, стихи Евгения Аграновского, прошедшего всю войну. Без этой песни не было бы «Офицеров».

Потом ее пел и Василий Лановой. Потом Лановой до самой смерти, пока мог ходить, шествовал с портретом отца в первом ряду вместе с президентом на марше-акции «Бессмертный полк».

Из всего этого сложились новые смыслы «Офицеров».

Вот так теперь чувствуется, ощущается это кино. И «есть такая профессия — Родину защищать». Все правильно.

ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ

По ОТР лучшие фильмы Чарли Чаплина. Каждое воскресенье — спешите видеть! Немое кино почти столетней давности, а хочется смотреть и восхищаться. Настоящее искусство не умирает.

«Не промолвив даже слова, ты все сказал», — Лайма правильно пела. Это же о нас, о каждом из нас. Мы все в этой жизни маленькие люди, как бы ни хорохорились. И радости, и несчастья у нас пополам. И страдаем, и комплексуем, и рефлексируем, и плачем. И до невозможности желаем себе счастья. Ну, и вам не хворать.

Перефразируя, все мы вышли из чаплинской шинели. Рязанов, Данелия, Гайдай — все это советские Чарли Чаплины. И клоун Карандаш. И Леонид Енгибаров, тоже клоун, что высшая форма осмысления жизни. А Калягин, «тетушка Чарли из Бразилии, где в лесах живет много диких обезьян», — разве не то же самое?

Знаете, у них у всех дома стояла маленькая фигурка Чаплина — у Романа Карцева, у Ильи Олейникова, и у Марка Захарова, и у Райкина. Маленький человек становился грандиозным. Не монстром, не «Джокером», а самым красивым на свете, потому что нашел свою Любовь.

Вот так и Чаплин — через тернии к звездам, через смешное к великому, через унижения к достоинству.

Впрочем, это свое достоинство он сохраняет всегда, что бы ни случилось. Нас бьют, а мы крепчаем. Правда, он и сам в ответ врезать не дурак, «подставь вторую щеку» совсем не про Чарли.

Он как та лягушка из сказки: карабкается, карабкается и сбивает-таки сметану в масло. И оказывается в конце концов наверху. Никогда не опускает руки, уныние — грех.

Чарли, «смешной чудак», дает надежду всем нам. И смешное у него всегда с подтекстом, не просто «33 подзатыльника», не просто тортом в лицо — но для чего и по какой причине. Не на пустом месте. Жест, где обхохочешься, а потом слезами зальешься — это уже судьба.

И к чему тогда слова? Помолчим, и порадуемся, и взгрустнем, конечно. Великий немой говорит — и это прекрасно!

БИМ И БОМ

Быстров и Аршавин, они, если честно… Да нет, пара и еще какая! На матче лидеров «Зенит»—«Краснодар» они опять выступили дуэтом. Их снова объединили, получилось на бис.

Фото: фк зенит

Два знаменитых в недавнем прошлом футболиста, два красавца, мастера слова. Один остроумен, как Задорнов, ярок, как Уткин. Другой — никогда за словом в карман не лезет, лепит правду-матку, невзирая на лица, ясноглазик наш быстрый, прямо молодой Ловчев.

Да, они пара, слушать их удовольствие. Прямо как Тарапунька и Штепсель, Карцев и Ильченко, Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична… Да, они в этом ряду.

Прекрасные когда-то футболисты, а теперь… Смех и радость мы приносим людям. Когда грустное и смешное рядом. Развлекая, просвещай. На месте Геннадия Хазанова я бы их взял в Театр эстрады.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29157 от 15 ноября 2023

Заголовок в газете: Дом «Офицеров»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру