Псевдодиеты победили: люди оказались напуганы якобы вредными свойствами хлеба

Россиян хотят снова приучить к потреблению «главного продукта»

«Основная миссия хлеба — нести людям радость. Хлеб — первый продукт в питании населения», — говорит известный ученый, академик РАСХН, академик РАН Анатолий Косован.

Увы, пропаганда здорового образа жизни привела к тому, что хлеб оброс огромным количеством мифов. В них верят даже некоторые врачи, иные популярные диетологи их и вовсе распространяют. В результате потребление «первого продукта» в стране снижается.

Развенчать эти мифы ученые решили в ходе сессии XVIII Всероссийского конгресса с международным участием «Нутрициология и диетология для здоровьесбережения населения России».

Россиян хотят снова приучить к потреблению «главного продукта»

Люди стремятся вести ЗОЖ с минимальным изменением своих привычек и часто становятся жертвами так называемого псевдоЗОЖа, говорят эксперты. Тем временем апологеты псевдоЗОЖа распространяют огромное количество мифов, один нелепее другого.

Как рассказывает директор ГОСНИИ хлеба Мария Костюченко, сегодня популярен миф о том, что дрожжевые культуры негативно влияют на пищеварение, вызывают брожение, угнетают полезную микрофлору, провоцируют рак, грибковые заболевания. Но факт в том, что научно обоснованной информации о негативном влиянии дрожжей на организм человека нет. Про дрожжи в Интернете сегодня можно найти множество страшилок. Одна из популярных — их придумал Гитлер. Хотя первые дрожжевые заводы появились в XIX веке, когда Гитлера еще не было и в помине. А еще ученые смеются над термином «термофильные дрожжи» — дрожжи, которые якобы выживают при высоких температурах. В ГОСНИИ хлеба даже провели эксперимент: искали дрожжи в выпечке. И установили: дрожжи в хлебе не выживают и не могут вызвать никакие болезни.

Попутно распространяется миф о том, что хлеб на закваске бездрожжевой. Хотя никакого бездрожжевого хлеба в природе не существует, говорит директор хлебного производства Юрий Мугандин. В любой закваске есть дрожжи.

Сторонники псевдоЗОЖа распространяют миф и о том, что глютен, пшеничный белок, — сущее зло. Это обоснованно только в отношении людей с непереносимостью глютена (целиакией), каковых в популяции не более 1–3%. «Людей с сахарным диабетом, хронической болезнью почек значительно больше», — говорит Мария Костюченко. И — да: безглютеновый хлеб вовсе не способствует похуданию. Кстати, мода на безглютеновые диеты началась после выхода книги «Еда и мозг» одного популярного американского диетолога и была поддержана рядом голливудских звезд. Например, Гвинет Пэлтроу убедила своих поклонников в том, что без глютена ее жизнь стала лучше. «По факту же расстройства ЖКТ чаще вызывают олигосахариды, а не глютен», — говорит Мария Костюченко. А недавно одна врач на российском федеральном канале договорилась до того, что целиакией можно заразиться, потребляя хлеб.

Слухи о высокой калорийности пшеничного хлеба тоже сильно преувеличены. В надежде скинуть калории многие потребители выбирают более диетические ржаные хлебцы, калорийность которых тем временем составляет 320 ккал на 100 г против 260 ккал на 100 г пшеничного хлеба.

Ну и даже для некоторых врачей откровением становится тот факт, что гликемический индекс белого хлеба ниже, чем у вареной моркови.

Сотрудники ГОСНИИ хлеба с недоумением отмечают, что производители пытаются привлечь внимание покупателей к своей хлебной продукции, доказывая, что в их хлебе чего-то нет: консервантов глютена, улучшителей вкуса, дрожжей, калорий и пр. «Часто пишется, что в продукте нет того, чего в нем просто не может быть, например «без ГМО», хотя такой продукции с ГМО просто не существует, — добавляет Юрий Мугандин. — На чипсах сегодня пишут «натуральный продукт без консервантов», на меде — «без добавления сахара». На кондитерских изделиях пишут «0 калорий», хотя такого не бывает. Но потребитель выбирает такую продукцию!».

«А вот массовые виды хлеба представляют как зло. В них калории, дрожжи, глютен», — сетует Костюченко.

Ученые настаивают: хлеб — традиционно важный продукт, который содержит все необходимые человеку вещества. Важная особенность хлеба: он никогда не приедается, его усвояемость не снижается. Во всех хлебобулочных изделиях есть полезные пищевые волокна, больше всего их в ржаном и бородинском хлебе. Внимание: в батоне нарезном пищевых волокон больше, чем в яблоке, моркови или капусте! Витамины группы В, Е, калий, магний, фосфор и железо — все это тоже есть в хлебе. В ржаном хлебе железа больше, чем в говядине, яйце или яблоке, а органических кислот в нем чуть меньше, чем в квашеной капусте. Хлеб — источник селена, повсеместный дефицит которого испытывают россияне. А вот в модном безглютеновом хлебе витаминов и пищевых волокон практически нет, и его нужно обогащать, говорят хлебопекари.

Ученые даже разработали хлебную пирамиду: самый полезный, по их данным, функциональный (обогащенный) и ржаной хлеб, за ними следуют пшеничный и батоны нарезные из муки высшего (а не первого!) сорта. Сдобу диетологи рекомендуют есть 1–2 раза в неделю. В распространении мифов ученые винят модных диетологов, некоторых пекарей-блогеров, СМИ, торговые сети.

«Надо формировать позитивный образ хлеба и выносить его пользу на маркировку. Писать, что хлеб не без чего-то, а что в нем есть витамины, пищевые волокна», — считают в ГОСНИИ хлеба. «Хлеб — носитель значительного количества растительного белка и большой доли углеводов. Хлеб является источником 34% калорийности рациона, больше 50% углеводов, 40% белка. И это очень весомый вклад в структуру питания населения. В обеспечении здоровья нации хлеб — номер один», — говорит академик РАН, научный руководитель Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии Виктор Тутельян.

Производители между тем констатирует, что сегодня псевдоЗОЖ побеждает ЗОЖ. «Первая проблема ЗОЖ-продуктов: они невкусные, псевдоЗОЖ всегда вкуснее. Ну и здоровые продукты в 2–3 раза дороже, а потребитель выберет дешевле. Сегодня у НИИ есть прекрасные разработки функционального хлеба. Почему же таких продуктов нет в детсадах, школах, больницах?» — спрашивает Юрий Мугандин.

Ну и еще одна проблема: в стране нет качественного зерна и нормальной муки. Как рассказал Владимир Мартиросян из НИИ хлебопекарной промышленности, сегодня хлебопека пытаются принудить сделать вкусный хлеб из некачественного зерна. В 2018 году проблема качества хлеба дошла до главы государства, тот распорядился нарастить к 2024 году производство ценной пшеницы (1-го, 2-го класса) до 32 млн тонн. Сегодня доля производства такой пшеницы составляет 0,02–0,05% от общего объема. «Это значит, ее нет», — уточняет Мартиросян. Даже доля низкокачественной пшеницы 3-го класса сократилась за год с 33% до 27%. «Мы ведем мониторинг пшеничной муки, у нее пониженные хлебопекарные свойства», — признается эксперт. В разговоре с «МК» это подтвердил и доктор экономических наук, бывший начальник Управления хлебопродуктов Москвы Евгений Стрелков: «Пшеницы 1-го и 2-го класса в производстве практически нет, можете о ней забыть, в основном у нас есть пшеница 3–4-го класса. Почему? Не развиты агротехнологии, не проводится система подготовки почвы. 32 миллиона тонн к 2024 году — это фантастика. Это все равно что сказать: завтра мы начнем выращивать бананы в Подмосковье».

Поэтому найти у нас качественный хлеб сегодня чрезвычайно сложно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29157 от 15 ноября 2023

Заголовок в газете: Хлеба к обеду снова бери

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру