Скандальные высказывания были сделаны в интервью «Царьград ТВ», центральной темой которого стали демографические беды страны. Парламентарий предложила свой рецепт решения проблемы: «Система ценностей должна быть пересмотрена... Нужно перестать девушек ориентировать на получение высшего образования. Нужно перестать плодить молодых людей, которые получают высшее образование, которое потом, по сути, ни к чему не приводит. Они начинают работать либо по совершенно иным специальностям, либо еще что-то. И этот поиск себя, он затягивается на долгие годы, и в результате упускается вот эта детородная функция».
Не вполне понятно, к кому адресован сенаторский призыв. Но уж коль скоро произнесен он государственной женой, а не вольным философом, это заставляет предполагать и вытекающие из сих мыслей вслух государственные решения. Самое очевидное: ограничение бюджетных (а возможно, и не только бюджетных) мест в вузах. С соответствующим избавлением от «лишних» профессоров. Ну а как по-другому перестать «плодить молодых людей, которые получают высшее образование»?
Нет, своей логики рассуждения Павловой не лишены. С нынешней эпохой, правда, эта логика плохо согласуется, зато вполне соответствует прошлым, древним эпохам, в коих сенатор и сама черпает вдохновение, и другим то же советует: «Мы все время считаем, что наши предки были каким-то недалекими, глупыми, а мы все время идем в какое-то развитие. В какое-то мифическое развитие. Но время показывает, что развитие это равно деградации... Нужно, наоборот, посмотреть в глубину веков, в глубину опыта наших предков».
Однако нельзя не отметить, что концепция Павловой категорически противоречит ее собственному жизненному опыту. Родилась сенатор в селе Кичигино Челябинской области в для кого-то далеком, для кого-то не очень 1979 году. Но после окончания школы, вместо того, чтобы остаться в родном селе и немедленно исполнить свою детородную функцию, Маргарита Николаевна почему-то отправилась в областную столицу поступать в Челябинский государственный институт культуры.
Если верить челябинской прессе, по конкурсу она не прошла: не хватило баллов. Но тяга к знаниям была так велика, что будущий сенатор устроилась на платное отделение. Через два года, впрочем, перевелась на бюджет и окончила вуз с отличием, получив специальность «социолог-психолог социально-культурной сферы».
Однако точно так же, как и в ярко нарисованной ею картине мытарств нынешней неприкаянной молодежи, образование «ни к чему не привело»: Маргарита Николаевна начала работать по совершенно другой специальности — стала звездой местного телевидения. И лишь утвердившись на этом поприще, то есть не раньше чем, говоря ее же словами, нашла себя, решилась на рождение первенца.
Короче говоря, в своем горестном рассказе о несовершенствах мира и нынешнего воспитания Маргарита Николаевна описала, получается, саму себя. И не только себя, но и своих ближайших и отдаленных коллег. В нашей державно-политической элите очень трудно найти лиц без высшего образования и, пожалуй, еще труднее — детей элиты (ну, соответствующего возраста), не имеющих вузовского диплома и не пристроенных папами-мамами на тепленькие места, с полученным образованием, как правило, совершенно не связанные.
«Перестройка начинается с себя», — говорил в свое время один известный политический деятель. Многое что можно оспорить в его идейном наследии, но только не этот лозунг. Политики, ратующие за пересмотр системы ценностей, должны начать с себя, со своих семей. Не на престижные вузы ориентировать отпрысков, не на блатные синекуры, а на заводы, поля и фермы. Так оно будет и справедливей, и куда эффективнее — с точки зрения овладевания идеи массами. А иначе, пожалуй, вообще никак не будет. Кто же поверит в такую перестройку, кто ж пойдет за такими политиками?
Ну, можно еще, правда, не ждать милостей от электората, а взять и принять что-то подобное «циркуляру о кухаркиных детях». Для справки: официально этот нормативный акт, подписанный 18 (30) июня 1887 года министром народного просвещения Российской империи Иваном Деляновым, назывался «О сокращении гимназического образования».
Цели его с предельной откровенностью изложены в докладе министра на имя императора Александра III: «Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве что одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
Уж не этот ли замечательный опыт предков намерена воспроизвести сенатор Павлова? В таком случае не советуем. Как человек с высшим гуманитарным образованием сенатор должна бы помнить о том, чем закончились этот и прочие подобные опыты по социальной сегрегации. Но мало ли, забылось за государственными хлопотами. Поэтому на всякий случай освежим ее память: после 1887-го был 1905 год. А потом 1917-й.